Торжество Православия

«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже…»
В храме Всехсвятского подворья отслужили Божественную литургию и совершили молебное пение Недели Торжества Православия — Недели 1-й Великого поста. Вчера, накануне праздника, во Всехсвятском храме отслужили всенощное бдение.
В Неделю 1-ю Великого поста мы вспоминаем победу Церкви над иконоборчеством и над другими ересями. Празднование было установлено, когда после Константинопольского собора 843 года иконопочитание окончательно восторжествовало над еретической иконоборческой смутой, продолжавшейся многие десятилетия.

Игумен Петр обратился к молящимся со словами проповеди:

«Поздравляю всех с праздником Торжества Православия! Празднование это было установлено Церковью, когда по милости Божией прекратилось продолжавшееся более ста лет гонение иконоборцев на святые иконы и окончательно было восстановлено и утверждено иконопочитание. Церковь в 843 году постановила воспоминать об этом событии на последующие времена в назидание и в напоминание того, что мы почитаем образы, иконы в Церкви как те символы, через которые происходит наше почитание Бога, поклонение и подчинение Ему. Святые отцы учат, что почитанием образа воздается честь Первообразу. Человек, сотворенный Богом по образу и подобию Божию, имеет три начала — дух, душу и тело, — и при этом его естество Богом устроено так, что находится на стыке двух стихий природы — духовной и физической, — и поэтому имеет отношение как к телесному мiру, так и к духовному. И для богопознания и познания духовного мiра человек, имеющий физическую природу, нуждается в неком посредстве,— образе, символе, через который и с помощью которого происходит общение и познание невидимого Бога, происходит общение с мiром невидимым, дается возможность видеть Бога, Которого не видел “никто же нигде же” (Ин. 1, 18). Бог — это Всесовершенный Дух, не имеющий образа, но во времени такая возможность появилась, когда произошло Боговоплощение и Бог стал Человеком, вочеловечился, принял плоть человеческую. Господь Иисус Христос, будучи Богом, имеет в одном Лице Божественную природу и человеческую, — и человеческую природу, так как Он жил среди людей, мы можем действительно видеть, что Он Сам и показал Своим примером: по просьбе царя Авгаря, пославшего художника, чтобы тот изобразил на холсте портрет Господа Иисуса Христа, Сам приложил убрус (полотенце) к Своему лицу, и лик Его отобразился на этом убрусе, и Он отдал изображение художнику, и через этот образ Авгарь, будучи больным, исцелился. Таким образом Сам Господь Иисус Христос положил начало почитанию икон, Свое изображение Он благословил, и в Церкви есть множество икон Спасителя, Божией Матери, святых, и все эти образы свидетельствуют о мiре небесном, свидетельствуют и напоминают о мiре Божественном, поклонение и почитание их для нас душеполезно, через них Господь ниспосылает Свою благодать. Церковь благословляет иметь иконы и в храмах, и в жилищах христиан, и это возведено в учение утвержденное, в догмат церковный. Мы сейчас совершили молебен, который содержанием своим говорит как раз об этом почитании.
Еще раз поздравляю с праздником Торжества Православия, всем желаю по милости Божией и по молитвам святых, пред иконами которых мы возносим молитвы, чтобы Господь утвердил наши стопы к деланию заповедей Божиих, утвердил наши мысли в православии, единоверии, чтобы все наши устремления и мысли служили к нашему духовному совершенству и были спасительны для нас».