Церковно-краеведческие заметки. О пустынниках

Район Красной Поляны и Медовеевки, «берега реки Мзымты и ее притоков» с конца XIX века были обиталищем пустынников, многие из которых в эти уединенные места приходили из Ново-Афонского монастыря. Прожив в обители несколько лет, пройдя под руководством новоафонских старцев «монашескую школу», к отшельничеству подготовив себя в общежитии, некоторые братия получали благословение игумена «на безмолвие».
Духовно опытный старец игумен Иерон и впоследствии игумен Иларион не всегда одобряли уход из монастыря в пустыню, не всегда давали благословение. В письмах отца Иерона встречаются такие замечания: «Господи, помилуй нас, в обители не можем как следует жить, а лезем в пустыню… Относительно иеромонаха отца Даниила не знаю, что сказать. Едва ли он будет жить у нас в монастыре, а скорей он уйдет в пустыню к отцу Ианнуарию. Чтобы наши монахи жили по лесам, я не нахожу полезным. Да и для них, Бог весть, будет ли польза от своей воли… Хорошо будет, если вы его удержите на Афоне, лучше там подвизаться, нежели на какой-нибудь Красной Поляне, с которой, как слышно, всех там живущих прогонят, а там будут населять жителями-хозяевами, о чем уже решение правительства последовало».
Это письмо от января 1898 года. Упомянутый монах Ианнуарий — будущий известный схимонах Иларион (Домрачев), до ухода на безмолвие он нес послушание законоучителя в школе при Ново-Афонском монастыре. Его духовными друзьями в обители были отцы Тит (Дерюгин; в мантии Товия) и Иордан (Абрамов). Отец Тит один из первых в 1884 году по благословению игумена вышел из общежития в пустыню. Отец Иордан (Абрамов) подвизался в «месте весьма недоступном, между скалами и на реке Мзымте». Там, в пустыне, в 1906 году он был убит разбойниками, о чем сообщает в письме отец Иерон, прося «помолиться за убиенного схимонаха Иордана, да упокоит Господь душу его во Царствии Небесном». А послушник отцов Илариона и Иордана монах Силуан, тоже из бывших новоафонцев, пострадал от рук так называемых «зеленых» уже в революционные годы, кончина его была поистине мученической. Об этих пустынниках есть некоторые сведения в книге схимонаха Даниила (Бондаренко) «Близ заката».
Среди отшельников были усердные делатели молитвы, ревнители подвигов духовных. Замечательный очерк о пустынниках, обитавших «в районе села Адлера», оставил священник адлерского Свято-Духовского храма отец Павел Образцов:

Из Адлера

Среди пшеницы всегда были и будут плевелы и наоборот. В наши дни мрачного застоя и духовного окостенения есть и «святое семя», есть люди религиозного энтузиазма, высокой напряженности внутренней жизни. Среди современных псевдохристиан, непростительно тепло-хладных, замкнувшихся в тесных эгоистических рамках животного существования, есть и истинные последователи Христа, подвижники духа. Благодарение Господу!
Говоря это, я хочу указать на пустынников, живущих в районе села Адлера по берегам реки Мзымты и ее притоков. Оставив дома семьи и родных, ушли они в эти непроходимым места, и здесь, вдали от шума людского, тесными вратами и узким путем идут ко спасению. Трудна, полна невыразимых лишений жизнь их.
Вершина горы, расселины скалы, дикое ущелье — места обитания их. Придет сюда пустынник, выстроит себе убогое жилище в 2—3 арш. ширины и длины и живет в нем. Кругом громадные каменные горы, нависшие скалы, страшные пропасти и ущелья. Тишина. Воздух не оглашается щебетанием птиц. Нет почти совсем и зверей. Ничто не развлекает. Внимание ничем не рассеивается. Отрешенный от суеты житейской, человек невольно уходит здесь вглубь души своей. Проверяет оставшуюся жизнь. Проверяет и собственную свою душу. Все мiрское, земное видит в настоящем свете.
Время проходит у него в пении псалмов и песнопений церковных, в чтении Священного Писания и книг Божественных, в молитве и бдении. Пища самая скудная из хлеба, овощей и плодов, и то раз в день. Свободное от молитвы время занято работой или на огороде, или в келлии. Изредка, два-три раза в году, идет он в Адлер — причаститься Святых Таин; относит кстати и изделия рук своих: ложечки, корзинки, палочки и пр. Сосредоточенный, тихий незаметно проходит пустынник по улицам города. Входит в храм. Станет в уголок и весь уходит в молитву. Попросишь его, он почитает и попоет на клиросе. И какое это умилительное пение и чтение! Как влияет оно на душу!
И так в лишениях многих, в посте, молитве и трудах проходит жизнь этих людей «не от мiра сего». Многие из них подвизаются в пустыне 10—15 лет. И с каждым годом все более и более освобождается душа от мусора и грязи жизни. С каждым годом все чище и чище становится внутреннее око. С каждым годом все выше и выше поднимаются они от земли к небу.
Среди всеобщей суеты сует, при удивительном и ужасном равнодушии мiрских людей к религии влияние пустынников на окружающую среду не подлежит сомнению. Пусть они не приносят людям «пользы» в ощутительной грубой форме, но все же их существование вблизи, их высокая жизнь есть не только немой укор мiролюбцам, но и зов вперед.
«Из звездного неба не выкроишь себе платья, не вырежешь куска хлеба, но сколько бы потеряла жизнь без звездного неба! Сколько людей, глядя в него, по-видимому столь непонятное и чуждое, находили в нем — одни утешения своих страданий, другие могучее вдохновение, даже новые пути жизни» («Пустыня» Е. Поселянина, стр. 7). Так и эти пустынники. Уже одним своим существованием они говорят о высоком, истинном назначении человека на земле, безмолвно проповедуют о духовной жизни.
Ползают люди среди грязи, боятся и глаза поднять к небу. И вот среди них появляются представители другого настроения, живущие как птицы небесные, для Бога, и ни о чем другом не думающие. Это напоминание об иной, лучшей, истинно человеческой жизни невольно возбуждает совесть их, возмущает грешный покой тем стыдом, в котором начинается наше духовное воскресение. Уныло согнувшаяся голова поднимается к небу. Светлее и чище становится на душе. Пережить эти мгновения — уже большое благо. А повторяемые, они вдохновляют на решимость подняться и начать новую жизнь.
И вдруг слышно, что пребывание в пустыне этих людей, готовых на всякие подвиги и лишения ради соблюдения заповедей Божиих, является незаконным и им грозит изгнание отсюда. Жаль, очень жаль!

1 февраля 1912 г. Адлер.

Сотрудник Закавказской миссии. № 9. 1 апр. С. 138—140

 

Склоны горы Ачишхо и Медовеевка
Склоны горы Ачишхо и Медовеевка
Река Чвижепсе по дороге на Медовеевку — место пустынножительства
Река Чвижепсе по дороге на Медовеевку — место пустынножительства
Письмо игумена Иерона на Афон от 10 января 1898 года со сведениями о пустынниках
Письмо игумена Иерона на Афон от 10 января 1898 года со сведениями о пустынниках
Из Монахология Пантелеимонова монастыря
Из Монахология Пантелеимонова монастыря