Некоторые воспоминания о начале возрождения Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря

Великие старцы Русского Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Макарий и иеросхимонах Иероним говорили о том, что Ново-Афонская обитель — «учреждение вечное», «построена на все времена», должна быть «центральным разветвлением монашества», и афонские братия не забывали их заветов и пророчеств. Пантелеимоновские монахи прилагали усилия к тому, чтобы отрасль их обители снова ожила после периода запустения: длительное время в монастырском комплексе действовали курортные, культурно-просветительные и прочие советские учреждения, а в 1992—1993 годах там размещался госпиталь. Возрождение обители стало возможным в начале 1990-х годов, когда в России и Абхазии начала возрождаться духовная жизнь, усилился интерес к православным ценностям.

23 июля 1991 года игумен Русского Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алёхин; † 2016) обратился к В. Г. Ардзинбе, бывшему в то время Председателем Верховного Совета АССР, а также к первому секретарю Гудаутского райисполкома М. Н. Озгану с просьбой «оказать помощь в возвращении незаконно отобранного нашего филиала — Симоно-Кананитского монастыря». Пантелеимонов монастырь при этом «обязался направить уполномоченного представителя для возрождения полноценной монашеской жизни в стенах Симоно-Кананитского монастыря». В дальнейшем этим представителем стал игумен Петр (Пиголь), библиотекарь Пантелеимонова монастыря. В конце 1991 года он был отправлен в Москву на новое послушание — епитропа (уполномоченного) монастыря при Патриархе Московском и всея Руси. Помимо главного вопроса — основания или, скорее, возрождения Афонского подворья в Москве, отцу Петру нужно было ознакомиться с состоянием и сохранностью архитектурных комплексов других бывших подворий монастыря в разных местах России и посетить Новый Афон.

Ново-Афонский монастырь. Конец 1990-х годов
Ново-Афонский монастырь. Конец 1990-х годов

В то же время в самой Абхазии, в Новом Афоне, заботами и трудами православного братства святого апостола Симона Кананита, организованного в 1990 году, Симоно-Кананитский храм — духовный центр прежнего «нижнего монастыря» и всей обители — был освобожден от «арендаторов» и возвращен Церкви Христовой. Настоятелем храма митрополит Сухумский Давид назначил духовника братства иерея Виссариона Аплиа. Отец Виссарион и члены братства начали трудиться над восстановлением храма и его подготовкой к богослужению. В условиях «грузино-абхазского конфликта», а также в послевоенное время, при отсутствии должного духовного окормления абхазской паствы, испытывавшей к тому же большие материальные трудности, возрождение православной жизни на Новом Афоне стало насущно необходимым. Нужно было позаботиться и о самом монастырском комплексе — «верхнем монастыре», — заброшенные, пустующие храмы и здания которого начали разграбляться и разрушаться.

В сентябре 1993 года с ведения игумена Иеремии и по приглашению братства святого апостола Симона Кананита настоятель Афонского подворья в Москве игумен Петр (Пиголь) совершил поездку в Абхазию, где встречался с В. Г. Ардзинбой как официальный представитель Пантелеимоновой обители. (Настоятель Афонского подворья намеревался еще в 1992 году поехать в Абхазию, о чем просили его и члены Симоно-Кананитского братства при посещении подворья. Но по обстоятельствам военного времени поездка была отложена и смогла состояться только после объявления перемирия.) Нужно было «ознакомиться с положением дел и провести переговоры с властями на предмет возвращения Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря его историческому владельцу — Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю» [1]. Первые правительственные лица Республики Абхазия «положительно отреагировали на стремление к возрождению монастыря». Насельники Афонского подворья желали также оказать посильную братскую помощь пострадавшим во время войны жителям Абхазии. На подворье собирали грузы, пожертвования, отправляли их в Абхазию на грузовых машинах. Первый рейс сделали сразу после окончания войны, над кабиной грузовика Афонского подворья возвышался транспарант с надписью: «Мир всем».

Президент Абхазии В. Г. Ардзинба с игуменом Петром и иереем Виссарионом в Ново-Афонском монастыре в день праздника св. апостола Симона Кананита. 1995 г.
Президент Абхазии В. Г. Ардзинба с игуменом Петром и иереем Виссарионом в Ново-Афонском монастыре в день праздника св. апостола Симона Кананита. 1995 г.

В начале 1994 года в монастыре уже проводила работу «комиссия от правительства Абхазии», которая «приняла решение о возвращении Симоно-Кананитского монастыря Православной Церкви», о восстановлении его «исторической и духовной связи» с Пантелеимоновым монастырем и о необходимости определения его «юридического статуса» [2]. Десять послушников (которые прибыли в основном с Афонского подворья) получили разрешение поселиться в братских корпусах.

Храм святого апостола Симона Кананита. Начало 1990-х гг.
Храм святого апостола Симона Кананита. Начало 1990-х гг.

Первая Божественная литургия в храме апостола Симона Кананита была совершена в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1994 году. Возглавлял литургию игумен Петр, сослужил иерей Виссарион, настоятель храма (антиминс и приставной престол он привез из Сухума, из собора). Под праздник, в ночь, совершили всенощное бдение. В городе соблюдался комендантский час, прихожан не было, в храме молились лишь братия — послушники с подворья и некоторые из афонцев. Слышна была стрельба… Стреляли не только вдалеке, на улицах, — очередь дали даже в притворе храма, словно проверяя стойкость афонцев… В утешение братии накануне литургии, после всенощного бдения, рыбаки напротив Нового Афона выловили огромного осетра и отдали его отцу Виссариону со словами: «Эта рыба предназначена афонским монахам, которые приехали в Новый Афон, мы должны ее им передать». (Здесь можно вспомнить о двух чудесных случаях с рыбой, некогда бывших в Ново-Афонском монастыре при освящении Покровского храма и в праздник в честь иконы Божией Матери «Избавительница».) Осетр был приготовлен для праздничной трапезы, которая состоялась в «верхнем монастыре» — госпиталя там уже не было.

Насельники Ново-Афонского монастыря и богомольцы после богослужения в Симоно-Кананитском храме идут в «верхний монастырь» в день памяти св. апостола Симона. 1995 г.
Насельники Ново-Афонского монастыря и богомольцы после богослужения в Симоно-Кананитском храме идут в «верхний монастырь» в день памяти св. апостола Симона. 1995 г.

С согласия местных властей начали благоукрашаться храмы и восстанавливаться братские корпуса, налаживаться хозяйственная деятельность обители, стали открываться и оборудоваться монастырские мастерские. Несмотря на все трудности и неустроенность своей жизни, братия старалась по мере сил помогать материально бедствующим православным христианам Нового Афона и всем нуждающимся.

В марте 1995 года священноначалие Пантелеимонова монастыря назначило игумена Петра (Пиголя) полномочным представителем своей обители для возрождения Ново-Афонского монастыря. Его полномочия продолжались до января 1996 года и были подтверждены администраций города Новый Афон. Находясь в постоянном контакте с властями Абхазии, при поддержке православного братства святого апостола Симона Кананита представительство Пантелеимонова монастыря трудилось над возрождением монашеской жизни в Ново-Афонском монастыре, способствовало развитию его просветительной и хозяйственной деятельности с единственной целью — спасаться в святой обители, основанной и построенной трудами и молитвенным подвигом русских пантелеимоновских иноков. Братия, надеясь на помощь Божию и предстательство святого апостола Симона, помнили пример прежних устроителей кавказской отрасли, которые в течении четырех лет с момента ее фактического основания смиренно ждали Высочайшего утверждения.

День Святой Троицы. Чин о панагии в Ново-Афонском монастыре
День Святой Троицы. Чин о панагии в Ново-Афонском монастыре
Игумен Петр с братией Ново-Афонского монастыря в день Святой Троицы у входа в Пантелеимоновский собор. 1995 год
Игумен Петр с братией Ново-Афонского монастыря в день Святой Троицы у входа в Пантелеимоновский собор. 1995 год

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, будучи в прошлом духовным центром, и в новый период своей истории продолжил свою просветительскую миссию. Явились и плоды духовные: в монастыре открылось духовное училище. 14 мая 1996 года парламент Абхазии провозгласил день памяти святого апостола Симона Кананита государственным праздником.

Стремление священноначалия Пантелеимонова монастыря уяснить нынешний статус своей возрождающейся отрасли, исторически находившейся в зависимости от обители-матери и в ведении Святейшего Всероссийского Синода, не увенчалось успехом. Более того, афонские старцы не встретили понимания у Патриарха Грузинского Илии, к которому они обратились в апреле 1995 года с просьбой о его «Святительском благословении на благое начинание» [3] — возобновление иноческой жизни в Ново-Афонском монастыре. В таком непростом деле требовалась «особая осторожность и внимание к духовным традициям, исторически существовавшим в этой святой обители», как указывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси [4].

«Не решен вопрос, — писал в августе 1996 года корреспондент газеты «Труд», — кому подчиняется монастырь… Свою первейшую задачу новоафонская братия видит пока в помощи страждущим. В монастыре организовали пекарню, раздают голодным хлеб… Сюда люди приходят просто побеседовать, подлечить душу… На сегодняшний день никакой другой службы психологической реабилитации в многострадальной республике нет» [5].

В феврале 2011 года правительство Абхазии передало обитель в пользование самопровозглашенной Абхазской Православной Церкви. В настоящее время на территории Ново-Афонской обители находится юридически зарегистрированная Министерством юстиции Республики Абхазия религиозная организация под названием «Священная Митрополия Абхазии». В монастырском комплексе проживают насельники во главе с иеродиаконом Давидом (Сарсаниа). Совершается богослужение, ведутся реставрационные работы, действует лекторий для мирян, монастырь посещает множество паломников и туристов. Однако официального статуса действующего монастыря не имеется, также и афонские традиции не возрождаются в полной мере, при этом Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь своих законных, канонических прав на свою «кавказскую отрасль» с 1990-х годов повторно не заявлял.

Православные христиане верят и надеются, что по молитвам ко Господу старцев-основателей «на будущее время эта обитель, как прославляющая Бога, за то и сама будет прославлена от Него» [6] и Господь Сам, имиже весть судьбами, управит возрождение Ново-Афонской Симоно-Кананитской обители.

 

Примечания

1. Из письма Святейшему Патриарху Алексию II игум. Петра (Пиголя) от 18 марта 1994 г.

2. См.: Там же.

3. Письмо архим. Иеремии (Алехина) от 14 апр. 1995 г.

4. Письмо к Патриарху Грузинскому от 30 авг. 1995 г.

5. Монашеский хлеб // Труд. 1996. 6 авг.

6. Завещание о Ново-Афонском монастыре иеросх. Иеронима // Духовник Иероним. Св. Гора Афон, 2014. С. 409.