О необходимости молитвы. Проповедь игумена Петра (Пиголя)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Читая святое Евангелие, мы находим там, в частности, такие слова: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1), «бодрствуйте и молитесь» (Мк. 14, 18), «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Все эти слова говорят о необходимости молитвы. Возникает вопрос: почему мы должны в своей жизни уделять такое внимание молитве? Почему должны всегда пребывать в молитве?
Чтобы уяснить для себя этот вопрос, обратимся сначала к первым страницам Библии, где повествуется о жизни наших прародителей в раю и об их грехопадении.
Находясь в раю, Адам и Ева были в состоянии неразрывного единения и общения с Богом. Бог ниспосылал на них Свою неизреченную благодать, от чего жизнь их была полна великой радости и блаженства. В силу такого единения с Богом у первых людей раскрывались необычайные способности. Всё сотворенное они рассматривали в Божественном свете, поэтому их ум обладал глубочайшей проницательностью при познании тварного мiра. Как видно из повествования Бытописателя, Адам при наречении имен животным постигал сущность тварей.
В этом блаженном и могущественном состоянии для первых людей вожделен был один только Бог. Все устремления, все желания их были направлены только к Нему.
Но что же произошло во время грехопадения? Вспомним историю, в которой повествуется о преслушании Евой заповеди о невкушении плодов от древа познания добра и зла.
Ева, находясь возле дерева с запрещенными плодами, вступила в разговор со змием, который был орудием диавола. Он начал искушать ее, привлекая внимание Евы к запрещенному плоду. «И увидела жена, — читаем мы в книге Бытия, — что древо хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3, 6). Как видим, для Евы теперь уже становится вожделенным не Бог, а этот запрещенный плод, то есть этот чувственный мiр. В это время в сознании Евы произошла переориентация с Бога на запрещенный плод. Это и был момент самого грехопадения. Дальнейшие действия — срывание и вкушения плода — были уже видимым следствием мысленно совершенного падения.
После нарушения заповеди Адам и Ева вдруг увидели себя вне Бога. Они потеряли те великие совершенства, какие имели.
В результате грехопадения наших прародителей в раю диавол получил власть колебать мыслительную силу человеческого ума, от чего он находится в состоянии постоянного кружения мыслей и помыслов. Наша «умная природа», наша душа умерщвлена ядом греха в праотце Адаме, и в нем мы все умерли и потеряли сокровенную ангельскую жизнь, которая была нам свойственна в раю.
Теперь, чтобы вернуться в это блаженное, естественное нам состояние богообщения, мы должны совершить действие, обратное грехопадению, то есть вернуться вниманием ума к Богу, переориентироваться с этого чувственного мiра на мир Божественный, духовный, небесный. Такое делание святые отцы называют постоянной памятью о Боге и непрестанной молитвой, к которой и призывает нас Священное Писание. «Чрез падение мы вышли вовне, — говорит преподобный Никифор Уединенник, — возвратимся же к себе, отвращаясь от внешнего. С Богом примирение и сроднение невозможно для нас, если мы наперед не возвратимся к себе и не войдем внутрь отвне» [1].
Возможность возвращения к Богу посредством такого внутреннего молитвенного делания мы получили через искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Этот дар Божественной жизни даруется нам в купели крещения, когда происходит рождение свыше, и тогда мы, по словам преподобного Макария Великого, умом и мыслью переселяемся в иной век [2], по сказанному апостолом: «Наше житие на небеси есть» (Флп. 3, 20). А всегдашней помощницей и споборницей в борьбе со страстями и прилогами вражиими является для нас Пресвятая Богородица.
Итак, молитва к Богу необходима нам для нашего же спасения, для нашей жизни, особенно непрестанная молитва. «У кого впечатлится память о Боге, — учит преподобный Симеон Новый Богослов, — тот может удержать от брожения и свою мысленную силу» [3]. Ибо «как для тела необходимо потребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва» [4]. Святой Исаак Сириянин говорит еще решительнее о том, что без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу: «Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мiре» [5]. Непрестанная молитва осуществляется через непрестанное призывание имени Божия, которое есть врачество, убивающее не только страсти, и само действие их. Ибо, по словам преподобного Иоанна Пророка, страсти суть демоны, которые и исходят от призывания этого имени [6].
Ум через молитву с самой первой ее ступени должен начинать собирать свои расточенные силы, чтобы войти в новую жизнь иного мiра. «Тому, кто погружает мысль свою в здешние заботы, — говорит преподобный Исаак Сириянин, — невозможно вдыхать в себя очищение нового мiра» [7].
К этой новой жизни в новом мiре мы призваны все. Но войти мы сможем в этот блаженный мiр только через молитву, которая есть одна из высочайших форм благого и вечного бытия. Эта та благая часть, которая не отнимется от нас.
Приложим же все усилия в своем молитвенном делании, чтобы и нам получить эту благую часть в Господе Иисусе, Ему же слава вовеки. Аминь.
Примечания
- Цит. по: Приложение: Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице и святоотеческие наставления о молитве // Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1948. С. 134.
- См.: Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 165.
- Цит. по: Три ключа ко внутренней молитвенной… С. 135.
- Симеон Новый Богослов, преп. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 77.
- Исаак Сириянин, преп. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 38.
- См.: Варсануфий Великий и Иоанн, преп. Руководство к духовной жизни. М., 1852. С. 237.
- Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 687.