О необходимости молитвы. Проповедь игумена Петра (Пиголя)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Читая святое Евангелие, мы находим там, в частности, такие слова: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1), «бодрствуйте и молитесь» (Мк. 14, 18), «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Все эти слова говорят о необходимости молитвы. Возникает вопрос: почему мы должны в своей жизни уделять такое внимание молитве? Почему должны всегда пребывать в молитве?

Чтобы уяснить для себя этот вопрос, обратимся сначала к первым страницам Библии, где повествуется о жизни наших прародителей в раю и об их грехопадении.

Находясь в раю, Адам и Ева были в состоянии неразрывного единения и общения с Богом. Бог ниспосылал на них Свою неизреченную благодать, от чего жизнь их была полна великой радости и блаженства. В силу такого единения с Богом у первых людей раскрывались необычайные способности. Всё сотворенное они рассматривали в Божественном свете, поэтому их ум обладал глубочайшей проницательностью при познании тварного мiра. Как видно из повествования Бытописателя, Адам при наречении имен животным постигал сущность тварей.

В этом блаженном и могущественном состоянии для первых людей вожделен был один только Бог. Все устремления, все желания их были направлены только к Нему.

Но что же произошло во время грехопадения? Вспомним историю, в которой повествуется о преслушании Евой заповеди о невкушении плодов от древа познания добра и зла.

Ева, находясь возле дерева с запрещенными плодами, вступила в разговор со змием, который был орудием диавола. Он начал искушать ее, привлекая внимание Евы к запрещенному плоду. «И увидела жена, — читаем мы в книге Бытия, — что древо хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3, 6). Как видим, для Евы теперь уже становится вожделенным не Бог, а этот запрещенный плод, то есть этот чувственный мiр. В это время в сознании Евы произошла переориентация с Бога на запрещенный плод. Это и был момент самого грехопадения. Дальнейшие действия — срывание и вкушения плода — были уже видимым следствием мысленно совершенного падения.

После нарушения заповеди Адам и Ева вдруг увидели себя вне Бога. Они потеряли те великие совершенства, какие имели.

В результате грехопадения наших прародителей в раю диавол получил власть колебать мыслительную силу человеческого ума, от чего он находится в состоянии постоянного кружения мыслей и помыслов. Наша «умная природа», наша душа умерщвлена ядом греха в праотце Адаме, и в нем мы все умерли и потеряли сокровенную ангельскую жизнь, которая была нам свойственна в раю.

Теперь, чтобы вернуться в это блаженное, естественное нам состояние богообщения, мы должны совершить действие, обратное грехопадению, то есть вернуться вниманием ума к Богу, переориентироваться с этого чувственного мiра на мир Божественный, духовный, небесный. Такое делание святые отцы называют постоянной памятью о Боге и непрестанной молитвой, к которой и призывает нас Священное Писание. «Чрез падение мы вышли вовне, — говорит преподобный Никифор Уединенник, — возвратимся же к себе, отвращаясь от внешнего. С Богом примирение и сроднение невозможно для нас, если мы наперед не возвратимся к себе и не войдем внутрь отвне» [1].

Возможность возвращения к Богу посредством такого внутреннего молитвенного делания мы получили через искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Этот дар Божественной жизни даруется нам в купели крещения, когда происходит рождение свыше, и тогда мы, по словам преподобного Макария Великого, умом и мыслью переселяемся в иной век [2], по сказанному апостолом: «Наше житие на небеси есть» (Флп. 3, 20). А всегдашней помощницей и споборницей в борьбе со страстями и прилогами вражиими является для нас Пресвятая Богородица.

Итак, молитва к Богу необходима нам для нашего же спасения, для нашей жизни, особенно непрестанная молитва. «У кого впечатлится память о Боге, — учит преподобный Симеон Новый Богослов, — тот может удержать от брожения и свою мысленную силу» [3]. Ибо «как для тела необходимо потребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва» [4]. Святой Исаак Сириянин говорит еще решительнее о том, что без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу: «Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мiре» [5]. Непрестанная молитва осуществляется через непрестанное призывание имени Божия, которое есть врачество, убивающее не только страсти, и само действие их. Ибо, по словам преподобного Иоанна Пророка, страсти суть демоны, которые и исходят от призывания этого имени [6].

Ум через молитву с самой первой ее ступени должен начинать собирать свои расточенные силы, чтобы войти в новую жизнь иного мiра. «Тому, кто погружает мысль свою в здешние заботы, — говорит преподобный Исаак Сириянин, — невозможно вдыхать в себя очищение нового мiра» [7].

К этой новой жизни в новом мiре мы призваны все. Но войти мы сможем в этот блаженный мiр только через молитву, которая есть одна из высочайших форм благого и вечного бытия. Эта та благая часть, которая не отнимется от нас.

Приложим же все усилия в своем молитвенном делании, чтобы и нам получить эту благую часть в Господе Иисусе, Ему же слава вовеки. Аминь.

Примечания

  1.  Цит. по: Приложение: Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице и святоотеческие наставления о молитве // Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1948. С. 134.
  2.  См.: Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 165.
  3.  Цит. по: Три ключа ко внутренней молитвенной… С. 135.
  4.  Симеон Новый Богослов, преп. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 77.
  5.  Исаак Сириянин, преп. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 38.
  6.  См.: Варсануфий Великий и Иоанн, преп. Руководство к духовной жизни. М., 1852. С. 237.
  7.  Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 687.