Рассказ игумена Иерона (Носова) о чудесных знамениях при начале подготовки к возведению Иверского храма на Иверской горе

К празднику Иверской иконы Пресвятой Богородицы — рассказ новоафонского игумена схиархимандрита Иерона (Носова) о чудесных знамениях, бывших при начале подготовки к возведению Иверского храма на Иверской (Анакопийской) горе в Новом Афоне.
Рассказ приведен в письме к пантелеимоновскому иеросхимонаху Михаилу (Савицкому).

+ Ваше Преподобие Всечестнейший отец Михаил, Христос посреде нас!

Давно я не имел от Вас письма, как вы поживаете, как Вас Бог хранит и каково Ваше здравие. О себе я скажу, что по милости Божией за молитвы св. отцов наших Иеронима и Макария и Ваши пока еще движусь, не лежу.
С помощию Божиею за молитвы пославшего мя Батюшки отца духовного Иеронима и Макария, за святое послушание новая наша св. обитель востановилась. Слова, сказанные мне Старцем Батюшкой о. Иеронимом, сбылись. Он сказал мне: «Иди, строй новую обитель на пятьсот человек». Я спросил: «На какие средства я буду строить?» Батюшка сказал мне: «Иди ничтоже сумняся, всё тебе будет и преизбудет, только живите по-монашески». Теперь монастырь обнесен со всех четырех сторон корпусами, хотя последнего корпуса внутренность не отделана, но уже под крышею. На всех углах — церкви. На юго-восточном — св. апостола Андрея Первозванного, на юго-западном — преподобных Афонских, на северо-восточном — Пресвятой Богородицы Избавительницы, на северо-западном — св. мученика Иерона.
В первый мой приезд с Кавказа на Св. Афон при беседе с Батюшкой о. Иеронимом я сказал Старцу, что близ монастыря есть гора, подобная вершине Св. Афона, только меньше, и так же, как на вершине Афона есть церковь, и здесь на самой вершине горы существует полуразрушенная церковь очень древняя. «Не благословите ли возобновить эту древнюю церковь и сделать здесь скит, невхож для женщин». Старец мне сказал: «Нет, ты этого не делай, женщины богомольней мужчин, пусть все ходят и молятся Богу. А ты выстрой там церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На вот тебе икону Иверской Божией Матери». И подал мне икону. Я взял из рук Старца, он говорит: «Эта икона найдена в Введенском параклисе под престолом. Кто ее там положил, я не мог узнать. Эту икону можно считать чудотворною. Когда выстроишь церковь Иверской Божией Матери, тогда положи эту икону на аналогии, чтобы ей все покланялись и целовали».
Так как на вершину горы доставлять строительный материал трудно и постройка обойдется дорого, почему я решил не возобновлять древнюю церковь, а ждать, пока явится кто со средствами и пожелает на свои средства возобновить древность. Но не нашелся никто желающий возобновить древность.
В августе месяце прошлого 1909 года явился мне во сне Старец Батюшка духовник иеросхимонах Иероним, явился так ясно, почти как наяву, у меня в келье и говорит мне: «Вот ты много получил от Бога милости, Он помог тебе выстроить монастырь, теперь ты в благодарность Богу строй церковь». Я сделал ему земной поклон, говорю: «Благословите, Батюшко». Он благословил меня, я поцеловал его руку и проснулся, открыл глаза и ищу, где Старец, но он был невидим моим телесным глазам.
Я вспомнил, что Батюшка благословил мне выстроить церковь на Иверской горе, но другой помысел говорит, не в другом ли месте где-либо Старец велел выстроить церковь. Я обошел везде, но не нашел другого места, кроме Иверской горы, — желал увериться, где благословил Старец выстроить церковь.
Старец вторично явился, и уже не в келью, как в первый раз, а на Иверской горе, в тамошнем архондарике. Как будто я пришел туда снизу, взошел в архондарик, вижу, там монахи, человек 8 или 10. Среди них стоит Батюшка отец Иероним, держит в руках поднос с греческим угощением глико, чтобы подходили и угощались. 4 или 5 монахов пошли, угостились, а я постыдился подойти к Старцу, счел неудобным, чтобы угощал меня Старец. Только что подумал это, вдруг взошел Царь Александр II в серой шинели, я устремил глаза на Царя, жду, не скажет ли что, он кругом обвел глазами, и мне ничего не сказал. Я обратил свои глаза на Батюшку, но его не вижу. Пока я глазами искал Батюшку, и Царя не стало. Я спрашиваю монахов: «Да где государь?» Мне отвечают: «Он вышел наружу, там Царица. И он нанес Царице смертельную рану в бок, и она мучится, неизвестно, будет ли жива». Я спрашиваю: «А где Царь?» Говорят: «Он нанес Царице рану не по злобе и не в гневе и сам удалился». Я спрашиваю: «Да сделал ли Царь распоряжение о уврачевании Царицы?» Отвечают: «Нет, не сделал никакого распоряжения, и Царица томится, исходит кровию, никто ей не помогает, все ее оставили». Мне помысл говорит, как будто я могу ее уврачевать. Говорю своим монахам: «Приведите ко мне Царицу». Сам отворяю двери и стою в дверях, жду Царицу, два монаха ведут под руки Царицу, она бледная, одета в темно-коричневое платье. Подвели к дверям, я взял Царицу обеими руками от монахов, и их не стало. Я говорю Царице: «Матушка, не скорбите, Бог даст, вы будете здоровы». Чувствую, руки в крови. Я дерзнул, от жалости поцеловал в плечо Царицу, чувствую, губы пристают к крови.
Сновидение это я толкую себе так:
Царь — время.
Царица — древняя церковь, от времени смертельно уранена и близка к конечному падению, томится, но никто не обращает внимания, все ее оставили.
Кровью пропитана — все мученики были уязвляемы и обливались кровью.
Батюшка отец Иероним угощает всех, кто желает, у него праздник, это исполняется его желание.
На страстной неделе пришел ко мне послушник Пантелеимон и говорит, что он сегодня во сне видел на Иверской горе Батюшку отца Иеронима и меня, около Батюшки стоит Царица вся в ранах и в крови. Батюшка говорит мне: «Вот поручаю тебе больную Царицу, уврачуй ее». И сам удалился. И я стал на раны Царицы поливать масло и вино.
На Фоминой неделе опять на Иверской горе явился мне Батюшка отец Иероним на дворе и говорит мне: «Теперь здесь экклесиарха нет, возьми эту обязанность ты на себя, на вот тебе ключи от церкви». И подал связку ключей, 4 или 5 ключей. Я принял из рук батюшки ключи, и он пошел, я вслед стал спрашивать, как здесь должна быть служба, в одно время, как в соборе, или иначе. Ответа нет.
Теперь я не имею возможности отказаться от постройки церкви на Иверской горе, а решительно приступаю к возобновлению. Заказали железную канатную дорогу на Иверскую гору, машина и все приспособления за 11 500 руб., работать будет электричество.
Прошу Ваших св. молитв. Сомолитвенник Ваш грешный архимандрит Иерон.
1910 г. Июня 1-го. Новый Афон.
Святого апостола Симона Кананита монастырь.

(Подготовка к строительству храма в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы оказалась длительной, и храм так и не был построен. Сохранились развалины «небольшого корпуса на 26 келлий», выстроенного братией в 1910-х годах, и одной из двух часовен, в которой прежде находилась Иверская икона.)

На Иверской горе в Новом Афоне. Слева от развалин древнего храма — остатки корпуса монашеской постройки 1910-х годов и место, где находилась построенная в 1884 году Иверская часовня
На Иверской горе в Новом Афоне. Слева от развалин древнего храма — остатки корпуса монашеской постройки 1910-х годов и место, где находилась построенная в 1884 году Иверская часовня
Фотография начала XX века. На Иверской горе. Вход в часовню с Иверским образом Пресвятой Богородицы
Фотография начала XX века. На Иверской горе. Вход в часовню с Иверским образом Пресвятой Богородицы
Фотография начала XX века. На Иверской горе. Вход в часовню с Иверским образом Пресвятой Богородицы
Фотография начала XX века. На Иверской горе. Вход в часовню с Иверским образом Пресвятой Богородицы
Место на Иверской горе, при входной башне Анакопийской крепости, где стояла Иверская часовня, построенная в 1884 году
Место на Иверской горе, при входной башне Анакопийской крепости, где стояла Иверская часовня, построенная в 1884 году
Часовня в настоящее время
Часовня в настоящее время
Письмо отца Иерона к отцу Михаилу (Савицкому)
Письмо отца Иерона к отцу Михаилу (Савицкому)
Вид с Иверской горы
Вид с Иверской горы
Вид на Новый Афон и побережье с Иверской горы
Вид на Новый Афон и побережье с Иверской горы