Свято-Николаевский храм на Хлудовской стороне в Сочи. 1912 год — начало 1930-х годов. Историческая справка

 

Вместо предисловия.  100-летие изъятия церковных ценностей

26 февраля 1922 года в газете «Известия» было опубликовано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Местным Советам предписывалось изъять по описям церковные ценности, изъятие которых не может существенно затронуть самого «культа», и передать в фонд помощи голодающим. Именно это постановление положило начало кампании по изъятию церковных ценностей — одной из самых трагичных страниц истории в XX веке.

13 февраля (26 февраля н. ст.) 1912 года Высочайшим Повелением было утверждено строительство церкви, приюта и школы на Хлудовской стороне Сочи.

Всего 10 лет отделяли Высочайшее Повеление от постановления ВЦИК. Как непредсказуемо и кардинально изменилась действительность за считанные годы! В каком критическом состоянии оказалось Российское государство, что его новые правители были вынуждены обратиться к разорению Церкви для поддержания своей власти. Сегодня нет никаких сомнений в том, что изъятие церковных ценностей не столько имело причиной насущную необходимость для государственных целей, сколько было поводом для борьбы с религиозными устоями — душой народа. Церковь в Советской России тяжело пережила этот период времени и, несмотря на бесцеремонность советской власти в ее отношении, сохранилась, хотя и утратила при этом свое земное благолепие и благополучие на долгие годы.

В Сочи тех лет процессы изъятия церковных ценностей проходили с некоторым опозданием, поскольку город был периферийным, но тем не менее все протоколы соблюдались и остались документально зафиксированными в истории. В Сочинском городском архиве сохранилась опись имущества Свято-Николаевской церкви на Хлудовской стороне, которая была составлена в августе 1922 года. Документ свидетельствует о богатстве храмового убранства и состоятельности прихода как самостоятельного.

По окончании изъятия церковных ценностей Свято-Николаевский храм на Хлудовской стороне продолжал действовать порядка еще 10 лет, но его история исчисляется не годами, а судьбами людей и событиями тех лет, которые оставили глубокий и дорогой сердцу русского народа след на историческом теле России, в нынешней ее южной столице.

 

Историческая справка

5 мая (18 мая по н. ст.) 1914 года был освящен храм во имя святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне Сочи. Ныне храм не существует, но сохранилась его история и некоторые сведения о людях, так или иначе с ним связанных.

Краткая история храма такова.

1. Начало устроению Свято-Николаевского храма на Хлудовской стороне в Сочи было положено в 1912 году, когда на основании Высочайшего Повеления от 13 февраля (26 февраля по н. ст.) Строительному комитету для постройки церкви, приюта и школы был отведен участок площадью в 1 десятину из земель бывших имений В. А. Хлудова. Храм внутренней площадью 150 кв. м. был устроен в первом этаже здания бывшего подвала хлудовского винного завода, представлявшего собой двухэтажное (со стороны реки — трехэтажное) сооружение из речного камня с черепичной крышей. В верхнем этаже со временем планировалось устроить придел храма с куполом, но в связи с трудностями начавшейся в 1914 году Первой мировой войны и последующей революции 1917 года намерение не осуществилось.

Вид на Сочи с Хлудовской стороны. На переднем плане — здание с подвалом винного завода В. А. Хлудова, где был устроен Свято-Николаевский храм. Фотография начала XX века
Вид на Сочи с Хлудовской стороны. На переднем плане — здание с подвалом винного завода В. А. Хлудова, где был устроен Свято-Николаевский храм. Фотография начала XX века

 

«Наши достопримечательности». Заметка в газете «Сочинский листок» (1913. № 299. 18 декабря) о начале обустройства Свято-Николаевского храма
«Наши достопримечательности». Заметка в газете «Сочинский листок» (1913. № 299. 18 декабря) о начале обустройства Свято-Николаевского храма

2. 5 мая (18 мая по н. ст.) 1914 года храм был освящен епископом Сухумским Сергием (Петровым) во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (память 6/19 декабря и 9/22 мая — дни престольных праздников храма). До 1916 года храм не имел собственного причта — священника и псаломщика, — и по этой причине службы совершались одним из штатных священников Михаила-Архангельского собора посада Сочи. «Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского» Николая Александровича от 12 февраля (25 февраля по н. ст.) 1916 года № 2120 «при Николаевской церкви посада Сочи Сухумской епархии» был открыт самостоятельный приход с причтом «из священника и псаломщика» с назначением жалования ему из казны. С этого времени храм имел свои метрические книги. Первым штатным священником самостоятельного прихода стал иерей Евгений Ивановский, который, по всей вероятности, и прежде совершал богослужение в Свято-Николаевском храме, тогда еще приписном к храму Михаила-Архангельскому.
Очевидцы свидетельствовали о благолепии церкви на Хлудовской стороне: «Храм, одежда, церковная утварь, иконы и прочее — всё очень прилично и даже роскошно. Изображение Тайной Вечери над царскими вратами прямо художественно». И действительно, из описи церковного имущества, составленной позднее, в 1922 году (о ней будет сказано ниже), ясно, что в храме пребывало много икон хорошего письма, некоторые из них помещались в «больших стоячих» добротных киотах из дуба и каштанового дерева. Имелись священные изображения редкой иконографии, — например, иконы Божией Матери «Трех Радостей» и «Скорбящая». Примечательно также, что колокола храма были отлиты «заводом Оловянишникова», а «П. И. Оловянишникова сыновья» по праву считались самыми известными в России мастерами колокольного литья.

Священник Евгений Ивановский. Фотография из личного архива А. М. Любомудрова
Священник Евгений Ивановский. Фотография из личного архива А. М. Любомудрова

 

«Освящение храма во имя св. Николая на Хлудовской стороне». Сочинский листок. 1914. № 404. 6 мая
«Освящение храма во имя св. Николая на Хлудовской стороне». Сочинский листок. 1914. № 404. 6 мая

3. На земельном участке, принадлежавшем храму, располагалось одноклассное училище. Оно было открыто 14 сентября (27 сентября по н. ст.) 1914 года в отремонтированном трудами членов Строительного комитета старом строении, снабженном всем необходимым для учебного процесса, и находилось в ведении Министерства народного просвещения.

4. Церковным старостой являлся Павел Амплиевич Россиев — литератор, общественный деятель, директор Тюремного комитета посада Сочи, руководитель комитета по постройке храма и совместного с Министерством народного просвещения училища на Хлудовских участках. В декабре 1913 года П. А. Россиевым было основано одноименное храму Сочинское Свято-Николаевское братство, председателем совета которого он стал. В своей основной деятельности братство осуществляло помощь малоимущим, военнослужащим, призванным в действующую армию с началом Первой мировой войны, и членам их семей. В декабре 1914 года у братства появился собственный печатный орган — «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», — который просуществовал вплоть до 1917 года.

Первый номер «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства». 1914. 1 декабря
Первый номер «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства». 1914. 1 декабря

 

Подписи священника Евгения Ивановского и Павла Россиева на письме от 1917 года
Подписи священника Евгения Ивановского и Павла Россиева на письме от 1917 года

5. При активном содействии братства в 1916 году на базарной площади Сочи была сооружена часовня-книжница для улучшения торговли книгами и другой литературой религиозно-нравственного содержания для народа. Освятил часовню-книжницу 15 октября (28 октября по н. ст.) того же года священник Евгений Ивановский, который являлся товарищем председателя и секретарем совета братства.

Проект часовни-книжницы. 1915 год
Проект часовни-книжницы. 1915 год

6. В декабре 1917 года в Свято-Николаевском храме настоятель священник Евгений Ивановский совершил чин отпевания убитых в Сочи: отставного премьер-министра царского правительства действительного тайного советника 1-го класса И. Л. Горемыкина, его супруги А. И. Горемыкиной, зятя И. А. Овчинникова и дочери А. И. Овчинниковой (в девичестве Горемыкиной). Они были захоронены на старом сочинском кладбище (за вокзалом), закрытом в 1950 году и позже застроенном.

И. Л. Горемыкин
И. Л. Горемыкин

 

Дочь И. Л. Горемыкина сестра милосердия А. И. Овчинникова
Дочь И. Л. Горемыкина сестра милосердия А. И. Овчинникова

7. 15 августа (28 августа по н. ст.) 1917 года начались заседания Поместного собора Российской (Русской) Православной Церкви (1917—1918). В соборе как мирянин от Сухумской епархии, в состав которой в то время входили храмы города Сочи, участвовал староста Свято-Николаевской церкви Павел Россиев. По всей вероятности, он вернулся в Сочи после революции, уже при установившемся режиме деникинской Добровольческой армии, так как заседания собора закончились в сентябре 1918 года. В мае 1919 года Павел Россиев участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном соборе в Ставрополе. Осенью 1920 года Россиев был арестован в Сочи победившей «властью советов» и 12 октября того же года приговорен к расстрелу Черноморской ЧК за деятельность «контрреволюционного характера».

8. Первый настоятель Свято-Николаевской церкви священник Евгений Ивановский в 1918 году, после издания декрета о национализации церковной собственности, был вынужден переехать из Сочи в село Весёлое за Адлером, где служил в небольшой деревянной церкви до своей смерти в возрасте 47 лет в 1926 году.

9. Следующим настоятелем храма стал священник Евгений Пономарёв, сведений о котором не обнаружено на данное время. В августе 1922 года приход был преобразован в народно-христианскую общину согласно распоряжению советской власти и проведена подробная опись имущества Свято-Николаевской церкви. Образование народно-христианской общины и составление описи имущества, вероятно, было связано с изъятием церковных ценностей, которое в тот период проходило и в других храмах Сочинского района Черноморского округа. Опись церковного имущества свидетельствует о нескудном убранстве храма и наличии всего необходимого для богослужения, что и прежде отмечалось очевидцами.

Копия протокола собрания прихожан Свято-Николаевского храма с постановлением об образовании народно-христианской общины. 5 августа 1922 года
Копия протокола собрания прихожан Свято-Николаевского храма с постановлением об образовании народно-христианской общины. 5 августа 1922 года

 

Титульный лист описи церковного имущества Свято-Николаевского храма. Август 1922 года
Титульный лист описи церковного имущества Свято-Николаевского храма. Август 1922 года

 

Лист из описи церковного имущества Свято-Николаевского храма
Лист из описи церковного имущества Свято-Николаевского храма

10. Часовня-книжница решением «заседания РИК от 30 марта 1927 года» была «изъята из ведения общины» и закрыта 19 июля того же года. В начале 1930-х годов Свято-Николаевский храм был закрыт, а его помещение отдано в распоряжение «Бродтреста» и преобразовано в цех по производству безалкогольных напитков, далее в Сочинский пивзавод, который просуществовал вплоть до 2000-х годов. В годы Великой Отечественной войны в цехах Сочинского пивзавода производили бутылки с зажигательной смесью и кровезаменяющую жидкость для раненых.

 

Вывод. Памятное место Свято-Николаевской церкви является духовно-историческим наследием Сочи, знаковым для города, с расположенным поблизости парком «Ривьера», до революции 1917 года — Хлудовский парк.

В настоящее время территория бывшего храма, а затем пивзавода застроена жилым массивом, при этом не установлено никакого памятного знака или символа, связанного с ее историческим прошлым.

Отдельного исследования требует личность старосты храма Павла Россиева. Известно, что он стал одним из инициаторов празднования дня города Сочи в 1913 году, когда отмечалась его 75-летняя годовщина. В связи с этим событием в Приморском парке был установлен памятник «Якорь и пушка», сохраняющийся и поныне. Есть сведения, что П. А. Россиев работал над составлением истории Сочи, уделял значительное внимание краеведению.

Памятник «Якорь и пушка». Дореволюционная фотография
Памятник «Якорь и пушка». Дореволюционная фотография

Хочется верить, что светские и церковные власти города не оставят этот вопрос без должного внимания и позаботятся о сохранении истории города Сочи.

Денис Серенко

 Библиография:

  1. Сочинский городской архив (СГА). Ф. 10. Оп. 1. Д. 172; Ф. 19. Оп. 1. Д. 19—20; Ф. 25. Оп. 1. Д. 213.
  2. Личный архив А. М. Любомудрова, д. филол. н., сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  3. Материалы архивного фонда Музея истории города Сочи.
  4. Исторически-архивные сведения и публицистические материалы о Св.-Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада — города Сочи / Сост. Д. С. Серенко. Сочи, 2017. Машинопись.
  5. Итоговое заключение частного исторического исследования о Свято-Николаевской церкви на Хлудовской стороне (Сочи). 1912 г. — 1930-е гг. / Сост. Д. С. Серенко //  privetsochi.ru/blog/history/77401
  6. Кондратенко А. И. Павел Россиев — очарованный странник // А. И. Кондратенко. Литературное былое. Орел, 2015. С. 169—192.
  7. Мурзин В., Серенко Д. Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства //  https://azbyka.ru/missionerskaja-dejatelnost-svjatejshego-sinoda-i-pravoslavnye-bratstva
  8. Наши достопримечательности // Сочинский листок. Сочи, 1913. № 299. 18 декабря. С. 3.
  9. Освящение храма во имя св. Николая на Хлудовской стороне // Там же. 1914. № 404. 6 мая. С. 3.
  10. Серенко Д. С. Историко-культурное значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства // https://radonezh.ru/2022/02/22/istoriko-kulturnoe-znachenie-deyatelnosti-sochinskogo-svyato-nikolaevskogo-bratstva
  11. Серенко Д. С. Павел Россиев в судьбах Сочи начала XX в.: У истоков социальной и культурной жизни города // Сочинский краевед. Сочи, 2019. С. 38—41.
  12. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Св. Правительствующего Синода Грузино-Имеретинской Св. Синода конторе об открытии прихода при Николаевской церкви пос. Сочи // Вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1916. № 7. 1 апр. С. 196—197.
  13. Учредительное собрание Св.-Николаевского братства в Сочи // Там же. 1914. № 6. 15 марта. С. 219—223.
  14. Черкасов А. А. Провинциальный городок в Первой мировой войне: Сочи в августе 1914 — феврале 1917 г. // Кубанский сборник. Краснодар, 2008. Т. 3 (24). С. 166—179.
  15. Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г. / Сб. док. под ред. Ю. А. Бирюковой. М., 2018.

 

 

Приложение

Сочинский городской архив

Опись церковному имуществу Свято-Николаевской церкви города Сочи Черноморской епархии.
Составленная августа __ дня 1922 года.

 

1-я гл. Богослужебные сосуды и проч. церковная утварь.

1 Потир, или Чаша, 1 дискос, 1 звездица, 2 тарелочки, 1 лжица (6 вещей). Серебряно-позолоченные художественной работы.

1 сосуд для освящения хлебов.

1 чаша для водоосвящения.

1 сосуд для елеепомазания, металлический позолоченный, к нему кисточка.

2 тепловых ковшика, металлические позолоченные.

1 ковчег — дарохранительница, металлическая позолоченная с эмалевыми изображениями.

2 канделябры для 3 свечей, металлические позолоченные.

2 подсвечника медных для жертвенника.

1 трикирий с живописным изображением Воскресения Христова.

1 крест напрестольный вызолоченный с эмалевыми украшениями.

1 крест малый металлический позолоченный.

1 крест запрестольный металлический позолоченный с живописными изображениями.

1 запрестольная икона Божией Матери металлическая позолоченная с эмалевыми украшениями.

2 медных кадила (одно посеребренное).

1 распятие металлическое посеребренное для поминального стола.

9 металлических лампадок посеребренных и позолоченных на цепочке и 2 кронштейна.

14 подсвечников (4 местных посеребренных, 2 выносных и 8 местных разной величины).

3 паникадила (1 позолоченное металлическое, 1 среднее и 1 малое).

12 стаканчиков в большое паникадило, 12 розеток для паникадила.

1 медный таз для омовения рук.

1 кувшин эмалированный, 1 кувшин медный для теплоты, 1 кружка.

3. Блюдо сборное никелированное, антидорное и для просфор — никелированные.

Кружка сборная никелированная.

1 кропило с деревянной ручкой, средних размеров.

2 копия стальных (одно средней величины и большое с костяной ручкой).

1 семисвечник запрестольный, металлический вызолоченный, с 7 стаканчиками.

2 хоругви на деревянных древках, писанные масляными красками по голубому бархату.

2 хоругви, писанные масляными красками по красному бархату.

1 пара венцов медных позолоченных с эмалевыми украшениями.

2-я гл. Разные деревянные церковные вещи.

5 скамеек разной величины.

1 престол из каштанового дерева.

1 жертвенник со шкафом.

1 стол поминальный местный.

1 стол поминальный «переносный».

1 стол для освящения хлебов.

1 стол для просфор (в паперти).

1 стол для церковных облачений (в алтаре).

1 стол большой с 2 ящиками (в церкви).

1 свечной шкаф (ящик).

4 аналоя деревянных.

3 тумбочки крашеных для запрестольного креста, иконы Божией Матери и семисвечника.

1 пюпитр у престола, 4 крашеных табуретки и 4 пюпитра для певчих.

1 складная лестница, деревянная крашеная.

1 шкаф для хранения риз.

1 аналой конусный для певчих.

1 вешалка стоячая деревянная большая.

1 иконостас деревянный крашеный белой краской.

1 гробница для плащаницы.

3-я гл. Книги и ноты церковные.

1 Евангелие напрестольное большое в малиновом бархате в металлическом золоченом переплете

1 Евангелие молебное в красном бархате с металлической обложкой.

1 Апостол (переплет очень ветхий).

1 Типикон (Устав церковный), 1 Триодь нотного пения.

1 Каноник, 1 Ирмологий, 1 Ирмологий нотного пения.

1 Служебник, 1 книжка «Последование молебного пения».

1 книга «Праздники» нотного пения.

2 книги Триодь: Постная и Цветная.

2 книги Октоих (Осьмогласник) . 4 гласа, 5—8-й гласы.

3 Минеи (Общая, Праздничная, Дополнительная).

12 книг «Месячные Минеи».

10. Службы и акафисты: 1. Пресвятой Богородице. 1. Божественным Страстям Христовым. 1. Св. великомученице Варваре. 1. Св. Георгию Победоносцу. 1. Св. великомученику Пантелеимону. 2. Св. Чудотворцу Николаю. 1. Св. Иоанну Воину. 3 книги сборников акафистов в переплетах кожаных с золотым тиснением.

4 книги Бортнянского в переплете. 4 книги Архангельского «Хвалите имя Господне». 4 книги Львова «Воскресные ирмосы». 1 книга Семенова «Херувимская».

4. Обиход нотного пения. 4 голоса. Н. Бахметев (без переплета).

1 книга «Учебный обиход нотного пения (1 книга без переплета).

4-я и 5-я гл. Облачения священно-церковнослужителей, на престол, на жертвенник, разное церковное белье и другие облачения и ковры.

1 священническое облачение парчовое — золотистой желтой парчи (риза, епитрахиль, набедренник, пояс и поручи).

1 облачение для диакона — золотистой желтой парчи (стихарь, орарь и поручи).

1 полное священническое облачение из черного бархата (риза, епитрахиль, набедренник, пояс, поручи и подризник).

1 полное священническое облачение из белой серебристой парчи (риза, епитрахиль, набедренник, пояс, поручи и подризник полотняный).

1 полное священническое облачение из красной материи с золотистыми затканными цветками (риза, епитрахиль, пояс, набедренник, поручи).

1 полное священническое облачение «холщевое» (риза, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник)

1 таковое же облачение для диакона (стихарь, орарь, поручи).

1 облачение на престол парчовое из золотистой парчи.

1 облачение шелковое белое, по краям кругом вышитое (пасхальное).

1 облачение на престол белое холщовое, обшитое золотистым хазом.

2 облачения на жертвенник: темно-зеленое бархатное и бледно-голубое.

3 пелены на престол бледно-розовая батистовая, розовая с цветами и белая.

2 пелены на жертвенник.

1 одежда на столик полиелейный «переносный» и пелены.

1 одежда на столик «для благословения хлебов» и пелены.

1 одежда и пелены на столик для священнических облачений.

6 воздухов и покровцов на дискос и Потир (разного достоинства).

2 завесы для царских врат (малиновая шелковая и черная).

2 облачения на аналои белой парчи и к ним пелены.

4. 1 пелена из канвы вышитая и 3 парчевых разных цветов.

1 покрывало (пелена) на пюпитр священнический (полотняное вышитое).

1 скатерть полотняная — пестрая (2 х 3) арш.

1 плащаница «выносная» малиновая бархатная, писанная масляными красками, вышитая.

7 полотенцев, полотняных.

4. В алтарь 4 ковра кустарной работы, разных размеров.

1 ковер-дорожка бархатный в 6 арш. длины.

1 ковер-дорожка «травяной» в 17 арш. длины.

Глав. 6. Иконостас, св. иконы в алтаре, киоты в церкви и паперти.

Образа местные в иконостасе:

4. Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Размер 11 х 21 верш.

3. В алтаре: на окне: 1) икона Казанская Божией Матери в серебро-позолоченной ризе; 2) Господь Вседержитель размером 6 х 7 в серебро-позолоченной ризе металлической; 3) Господь Вседержитель в киоте под стеклом в серебрёной металлической ризе.

1. В киоте под стеклом св. Иоанн Богослов, мученицы Василисса, апостола Фома.

1. В киоте св. мучениц София, Вера, Надежда, Любовь, размером 6 х 7 верш.

1. Икона Казанская Божией Матери, писана масляными красками по золотому фону — размером 12 х 10 верш.

2. Св. мучеников Гурия, Авива и Самона, 6 х 7 (на металле) и на дереве — 5 х 4 1/2.

2. Св. Архистратига Михаила на металле (5 х 4) и Николая Чудотворца.

1. На жертвеннике. Распятие Иисуса Христа; св. Николая, Иоанна Воина размером 11 х 13.

3. Икона Господа Вседержителя в металлической золоченой ризе. 6 х 7.

1. Икона св. Чудотворца Николая в серебрёной металлической ризе. 6 х 7.

1. Икона Преображения Господня в серебрёной металлической ризе. 10 х 9.

2. В киоте под стеклом икона Божией Матери «Троеручица» и Смоленская. 5 х 6.

1. В киоте под стеклом икона Божией Матери в серебрёной металлической ризе. 4 х 5.

4. 2 иконы Божией Матери Казанская, Господь Вседержитель и св. Чудотворец Николай. 3 х 4.

1. Икона Господь Вседержитель с эмалевыми украшениями. 6 х 7.

1. На левой стороне: в киоте икона Божией Матери. 5 х 6.

1. На правой стороне: Господь Вседержитель в киоте под стеклом. 6 х 7.

1. Над царскими вратами икона Божией Матери в киоте под стеклом. 4 х 3 1/2.

1. В церкви: над царскими вратами икона «Тайная Вечеря», писана масляными красками.

2. В киоте под стеклом св. Елены, кн. (так в рукописи) Георгия,

1 __ св. муч. Евдокии.

4 х 3 1/2.

2. На аналое икона Воскресения Христова и дванадесяти праздников.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в металлическом серебрёной ризе.

6 х 7.

1. В углу в киоте: икона св. великом. Георгия в серебрёной металлической позолоченной ризе. 6 х 7.

1. На стене: писанный на полотне масляными красками св. Георгий Победоносец. 12 х 20.

1 ­__ писанный масляными красками на полотне «Живоносный Источник». 16 х 24.

2. Писанные масляными красками на полотне «Воздвижение Креста Господня», «Введение во храм Пресвятой Богородицы». 10 х 14.

1. Св. епископ Митрофан в киоте под стеклом.

1. Икона Божией Матери в киоте.

10 х 12.

2. Св. Феодосий Черниговский на металле и Господь Вседержитель. 6 х 7.

1. Образ св. преподобного Герасима и мученицы Ирины в большом стоячем киоте. 17 х 48.

1. Образ св. Иоанна Воина в большом стоячем киоте художественной работы. 20 х 48.

1. Образ Божией Матери «Трех Радостей» в дубовом стоячем киоте. 20 х 48.

1. Образ св. Чудотворца Николая в большом стоячем киоте каштанового дерева. 20 х 48.

1. Образ св. великомученицы Варвары в большом стоячем киоте каштанового дерева. 20 х 48.

1. Господь Вседержитель в металлической ризе. 6 х 7.

1. Великомученик Пантелеимон в киоте под стеклом. 6 х 7.

1. В киоте под стеклом икона Спасителя, металлическая риза. 4 х 4 1/2.

1. Икона Божией Матери «Достойно есть» бумажная в киоте под стеклом. 3 х 4.

1. Св. велик­омученика Пантелеимона в киоте под стеклом. 3 1/2 х 4.

1. Св. мучеников Козмы и Дамиана в киоте под стеклом. 3 1/2 х 4.

1. Икона Смоленская Божией Матери в киоте под стеклом 6 х 7.

1. Икона св. Иннокентия Иркутского. 4 х 3.

1. Икона св. апостолов Петра и Андрея, писана на полотне. 16 х 12.

1. Икона Божией Матери «Знамение» в киоте под стеклом. 5 х 6.

1. Икона Казанская Божией Матери под стеклом, металлическая риза. 4 х 4 1/2.

1 __ Спасителя. То же. 4 х 4 1/2.

1. Икона преподобного Серафима Саровского в киоте под стеклом. 4 х 4 1/2.

1. На стене над панихидным столом икона Божией Матери Казанская под стеклом. 6 х 7.

1. Икона Спасителя под стеклом в киоте. 6 х 5.

1. Св. великомученицы Параскевы в раме, писана на дереве. 5 х 6.

1. Икона Божией Матери Тихвинская в рамке под стеклом. 6 х 7.

1. Икона «Тайная Вечеря», писанная на дереве, в киоте под стеклом. 8 х 7.

2. Икона Божией Матери в киоте под стеклом. 4 х 5.

1. Икона Божией Матери Смоленская в жестяной раме.

3. Икона Иоасафа Белгородского, Феодосия Черниговского и Александра Невского. 3 1/2 х 4.

1. На паперти: св. Василия Великого в киоте под стеклом. 8 х 7.

2. Икона Божией Матери «Тихвинская» в киоте без стекла. 5 х 6. 6 х 7.

1. Икона Спасителя в ризе без стекла. 4 х 5.

2. Св. Чудотворца Николая в киоте под стеклом.

1. Икона Божией Матери Владимирская под стеклом. 4 1/2 х 5 в киоте.

1. __ Казанская в посеребренной ризе в киоте под стеклом. 3 1/2 х 4.

1. Икона Божией Матери «Смоленская» под стеклом. 4 1/2 х 5.

1. Св. Чудотворца Николая, писанная на жести. 6 х 8.

1. Св. мучеников Козмы и Дамиана, на обороте св. мученика Пантелеимона. 5 х 4 1/2.

1. Св. Кирилла и Мефодия на дереве.

1. Икона Спасителя в металлической ризе. 3 1/2 х 4.

1. Св. Чудотворца Николая в жестяной ризе. 4 1/2 х 5.

1. Собор Архангелов в рамке под стеклом размером 5 х 6.

1. Св. благоверного князя Александра Невского на жести. 6 х 7.

1. Св. великомученицы Варвары на доске. 7 х 8.

1. Св. целителя Пантелеимона в металлической ризе. 4 1/2 х 5.

1. __ в киоте под стеклом. 4 х 5.

1. Тихвинская икона Божией Матери в киоте под стеклом. 5 х 5.

1. Св. Анны Пророчицы в киоте под стеклом. 4 х 7.

1. Икона Спасителя на дереве в киоте под стеклом. 4 х 4 1/2.

1. Пресвятой Троицы в киоте под стеклом (бумажная). 5 х 6.

1. Икона Божией Матери «Скорбящей» в киоте под стеклом. 4 х 5.

1. Господь Вседержитель. На столбе в киоте без стекла. 5 х 6.

22. Иконы для аналоя разных праздников в количестве 22 бумажные, наклеенные на доску и на толстую­ палку. Размером 5 х 6.

1) Рождество Христово; 2) Крещение Господне; 3) Сретение Господне; 4) Благовещение Божией Матери; 5) Вход Господень во Иерусалим; 6) Воскресение Господне; 7) Вознесение Господне; 8) Рождество Пресвятой Богородицы; 9) Успение Пресвятой Богородицы; 10) св. благоверного князя Александра Невского; 11) св. апостолов Петра и Павла; 12) Ведение во храм Пресвятой Богородицы; 13) Пресвятой Троицы; 14) Сошествие Святого Духа; 15) Преображение Господне; 16) св. благоверного князя Владимира; 17) святого Георгия Победоносца; 18) св. пророка Илии; 19) Воздвижение Креста Господня; 20) Покров Пресвятой Богородицы; 21) Усекновение главы св. Иоанна Крестителя; 22) св. равноапостольной Нины.

1. Распятие, Голгофа. Крест деревянный с художественно написанными масляными красками: Распятием Иисуса Христа и предстоящими Божией Материю и апостолом Иоанном Богословом.

4. На царских вратах иконописные по золотому фону: Архангел Гавриил и Пресвятая Богородица. Евангелисты Иоанн, Матфей. Евангелисты Лука и Марк.

7-я глава. Колокола церковные.

1. Колокол с завода Оловянишникова весом 2 пуда 39 1/ 2 фунта. Разбитый, расколотый (необходимо перелить).

1. ____ весом 1 пуд 20 3/4 фунта.

1. ____ весом ___ 23 1/4 фунта.

Часовня

К Свято-Николаевскому приходу города Сочи приписана часовня во имя святителя Николая Чудотворца, находящаяся на Базарной площади города Сочи. Часовня каменная, кирпичная, построена на добровольные пожертвования верующих христиан. Размером часовня в длину 9 аршин, в ширину 7 арш. и в высоту около 2 1/2 — 3 саж., разделена часовня на две половины: в одной половине собственно часовня св. Чудотворца Николая, а в другой — библиотека-читальня.

Церковный дом

Дом деревянный, одноэтажный, турлучный, построен на стойках, внутри отштукатурен, но очень ветхий. Крыт дранкой. Крыша очень ветхая, особенно над коридором, и во время дождя сильная течь. Дом холодный — не имеется ни одной печки, кроме очага в кухне. Дом состоит из 3 комнат: кухня размером 4 1/2 х 5 арш., комната в 4 1/2 х 5 арш. и комната 7 х 9 арш. С южной стороны сени (коридор) в 3 х 9 арш., и с восточной стороны сени (коридор), 4 х 5 арш.; с восточной стороны открытая терраса, но в настоящее время пол в ней сгнил и провалился. В дому мебели церковной нет. Ни чуланов, ни хозяйственных пристроек никаких не имеется. Дом построен на средства Комитета по постройке Свято-Николаевской церкви и принадлежит церкви. Земли под постройкой дома и церкви около одной десятины. Земля обрабатывается личным трудом причта.

Настоящая опись с наличностью верна, что и удостоверяем подписом:

Настоятель Свято-Николаевской…