Василий Маркович (монах Нестор; 1865—1942), заведующий Сочинской и Сухумской опытными станциями

Василий Васильевич Маркович — ботаник, флорист, специалист по субтропическим культурам, лесовод, путешественник, географ, профессор; заведующий Сочинской и Сухумской садовыми и сельскохозяйственными опытными станциями, сотрудник Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур (Всесоюзный научно-исследовательский институт растениеводства, ныне Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н. И. Вавилова, С.-Петербург), соратник академика Н. И. Вавилова. Так говорится в источниках об этом выдающемся деятеле науки, авторе многочисленных научных трудов.

Василий Маркович (монах Нестор)
Василий Маркович (монах Нестор)

Много лет жил и работал на Черноморском побережье Кавказа, в Сочи и Сухуме.

В 1902 году В. В. Маркович был назначен заведующим Сочинской садовой и сельскохозяйственной опытной станцией, затем возглавлял работу Сухумской опытной станции. В 1917—1921 годах Маркович снова работал в Сочи, затем до 1925 года — в Сухуме. Перед революцией Сочинская опытная станция (впоследствии ВНИИ цветоводства и субтропических культур, ныне Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр РАН») «располагала химической лабораторией, питомником плодовых и декоративных саженцев, метеорологической станцией, отделением по опытному исследованию культурных лекарственных растений, питомником этих растений, библиотекой, музеем продуктов, выращенных на станции».

Сочинская опытная станция. Дореволюционная фотография
Сочинская опытная станция. Дореволюционная фотография
Вид с «Худековской горки» на территорию опытной станции. Фотография 2014 года
Вид с «Худековской горки» на территорию опытной станции. Фотография 2014 года
Ворота станции. Современный вид
Ворота станции. Современный вид

В Ново-Афонском монастыре, расположенном недалеко от Сухума, Василий Маркович принял монашество: в 1921 году пострижен в иночество, в 1922-м — в мантию с именем Нестор. Позднее, на допросах, известный ученый — «тайный монах» Нестор, «обвиняемый Маркович» — скажет, что в Новый Афон он был командирован абхазским правительством «с целью проведения опытов с огородными культурами и изучения лимонного и масляного дела».

Ново-Афонский монастырь. Фотография 2017 года
Ново-Афонский монастырь. Фотография 2017 года

Братия Ново-Афонского монастыря в послереволюционные годы испытывали большие трудности: часть монастырских земель была передана совхозу «Псырдзха», а из монахов организована «трудовая община». Также на базе монастырских землевладений возникли детская колония и сельскохозяйственный техникум. За «контрреволюционную деятельность» иноков на них возложили «трудовую повинность» — работать в совхозе по восемь часов в день. Новые власти разоряли монастырское хозяйство, снабжали свои отряды продовольствием и прочим необходимым из запасов обители. Примерно в то время, когда Василий Маркович был на Новом Афоне, в обители проводилось «изъятие церковных ценностей», и есть фотографии, на которых запечатлены чекисты во время поиска монастырских «богатств» и погрузки их в автомобили.

Многие монахи еще до закрытия монастыря покинули свою родную обитель, ушли в труднодоступные места Кавказа. Из многочисленной прежде новоафонской братии оставалось 250 человек.

Но обитель еще не была закрыта, во главе ее всё еще стоял старец-игумен архимандрит Иларион (Кучин) — афонец-подвижник, один из учеников отцов Иеронима и Макария, основателей Нового Афона. Отец Иларион до последних дней не оставлял дело духовного руководства своей братией. Известно, что он и после закрытия монастыря, обитая в Сухуме, постоянно поддерживал связь с монахами, подвизавшимися в пустынных местах.

Иеромонах Иларион (впоследствии архимандрит, игумен Ново-Афонского монастыря). 1885 год
Иеромонах Иларион (впоследствии архимандрит, игумен Ново-Афонского монастыря). 1885 год

Скорее всего, сам старец-игумен совершил постриг известного ученого, который на Новом Афоне в 1921—1922 годах прошел определенную школу духовного руководства, послушания, иноческого искуса.

«Тайный монах» Нестор, как и многие другие, принадлежавшие в те годы к «тайному монашеству», продолжал трудиться в мiру, вел исследовательскую работу, имел большие научные достижения.

После 1925 года ученый работал в Ленинграде, во Всесоюзном институте прикладной ботаники и новых культур (Всесоюзном институте растениеводства), приезжал на Черноморское побережье с научными целями. В 1926—1928 года находился в заграничной командировке — отправился на Восток «для изучения и приобретения наиболее ценных материалов по субтропическим культурам», посетил в том числе Палестину, Грецию, Святую Гору Афон. Несомненно, на Афоне монах Нестор общался со старцами Пантелеимонова монастыря, с его братией. Монах Нестор, который и прежде интересовался вопросами, связанными с организацией «христианской сельскохозяйственной трудовой общины», именно в жизни афонской общежительной обители мог увидеть искомый им «экономический идеал», когда хозяйственная и прочая «внешняя» деятельность основывается на начале духовном по заповеди Христовой: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Монах Нестор (Маркович) был арестован в 1932 году в Ленинграде как человек, близкий к Александро-Невскому братству, приговорен к десяти годам лагерей.

В обвинительном заключении монах Нестор назван одним из «идеологом и обоснователем тайного монашества», далее говорится, что он писал «толкования Евангелия, жития святых, а также подготовил устав тайного монашества». Перечислены и пункты «устава» (приводим их так, как они были записаны в следственном деле): «Тайное монашество есть вынужденный путь христианского спасения в условиях советской действительности. Идеалы тайного монашества те же, что и явного. Тайное монашество не может быть мыслимо вне связи с Православной Церковью. Постриг и пребывание в монашестве держится в строжайшей тайне. Тайный монах не должен менять своего светского облика и отставать от культурного роста страны» (Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. Архивно-следственных дел. Д. П-68567. Т. 2. Л. 48, 446).

После освобождения, о котором лично ходатайствовал академик Н. И. Вавилов, ученый вскоре был выслан на Север. Там он, кроме научных трудов, написал автобиографию «Жизнь счастливого человека». Скончался в 1942 году, как упоминают, на строительстве канала Москва — Волга.

Монах Нестор (Маркович) совершил путь и подвиг поистине исповеднический. Вечная ему память!

 

Источники:

Архив информационно-издательского центра «К Свету».

В годы лихолетья // К Свету. 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. С. 112—113.

Гусева А. В. Лики старого Сочи. [Краснодар], 2014.

Маркович Василий Васильевич (1865—1942): Буклет книжной выставки. СПб., 2015.

Шкаровский М. В. Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства (по архивным документам 1930-х годов) // «Свет Христов просвещает всех». 2018. Вып. 25. С. 43—75.