Исторические окрестности подворья. Монахова Поляна
И в целом Кавказское Причерноморье — древняя христианская земля. Из церковного предания известно, что Евангелие здесь проповедовали сами святые апостолы. С проповедью прошел апостол Андрей Первозванный побережье Понта Евксинского от Севастополя Великого (Сухума) до Боспора/Воспора (Керчи), территории авазгов, зихов (зикхов) и других народов: «Симон и Андрей отправились в Аланию и в город Фусту. И сотворив множество чудес и многих наставив, отправились в Авазгию. Придя в Севастополь Великий, они учили слову Божию, и многие приняли его. А Андрей, оставив там Симона с учениками, сам поднялся в Зикхию. Жестоки эти люди, варвары и поныне наполовину неверующие: они даже хотели убить Андрея и убили бы, если бы не увидели его нестяжание, кротость и подвижничество. Наконец, оставив их, он отправился к верхним сугдаям. Эти люди, послушные и кроткие, с радостью приняли слово. Оттуда он пришел в Воспор, город на том берегу Понта…»[2]
Спутник апостола Андрея апостол Симон Кананит принял мученическую кончину, обращая язычников ко Христу. Средневековые источники указывают его могилу и гробницу со святыми мощами в приморском городе под названием Никопсис или Никопсия. («…Могила апостола Симона, — говорит источник, — находится в городе Никопсе, между Абхазией и Джикети»[3].) Никопсис в византийскую эпоху стал епархиальным центром Зихии (области в северо-восточной части побережья) с кафедрой архиепископа, c VII века он упоминается в византийских церковных документах и хорошо знаком средневековым авторам как укрепленный город на границе зихских и авазгийских земель[4]. В настоящее время местоположение Никопсии неизвестно, о нем в исторической науке ведутся споры[5]. Никопсию ищут севернее Туапсе — в Новомихайловском, и на территории Большого Сочи, и в районе современного абхазского Цандрипша, и в Новом Афоне, который возник в 1870-х годах у развалин древней Анакопии Авазгийской. Ее название созвучно названию Никопсиса, местные вековые предания связаны с жизнью, проповедью и кончиной апостола Симона Кананита, и эти два церковных центра в источниках зачастую отождествляются или же именуются одинаково[6].
Как и во времена апостольские, христианское учение лучше воспринималось жителями тех мест, где прежде находились очаги эллинистического влияния, прибрежные города (такие, как Воспор и Севастополь), римско-византийские укрепленные пункты. Абхазия стала значительным православным государством и испытала расцвет в IX—X веках. Зихи обитали в более суровой, без удобных бухт, труднодоступной части гористого побережья и слыли морскими разбойниками. Тем не менее в VI веке у них уже были храмы, совершали богослужение епископы Зихийские, «народа зихов»[7], а в константинопольских епархиальных списках с VII века присутствует, как выше говорилось, Никопсийская архиепископия в Зихии.
Потребности духовной жизни новообращенных и активное миссионерство вызвали обширное храмовое строительство в византийских традициях. Известны сооружения и более ранние, доюстиниановские. Некоторые церкви были украшены ценным резным мрамором, привезенным из окрестностей Константинополя, из столичных проконнисских мастерских; в музее Сочи можно увидеть мраморные плиты и другие фрагменты прекрасного убранства несохранившихся храмов VI века, которые находились в сочинском регионе (храм в «Южных культурах», предполагаемый в Каштанах). На территории Абхазии часть памятников средневековой архитектуры уцелела: в этой стране дольше удерживались православные традиции в отличие от соседней Зихии, а в XIX веке некоторые древние абхазские храмы, хотя и с рядом «переделок, перестроек, поновлений»[8], были отреставрированы и в них совершалась служба Божия. В Новом Афоне, Пицунде, Дранде средневековые церкви восстанавливали и в должном состоянии поддерживали афонские монахи, основавшие обители в Причерноморье.
На территории Большого Сочи от большинства памятников остались лишь фундаменты и фрагменты стен; многие храмы, давно запустев, со временем и вовсе исчезли: их каменную кладку люди разобрали для сооружения своих жилищ, уничтожили при застройке прибрежной полосы, по ним провели шоссе и железную дорогу. Живописные руины некоторых церквей и храмовых комплексов, располагавшихся выше, в предгорьях, хорошо видны до сих пор, их часто посещают паломники и туристы.
Иеромонах Маркиан, бывший афонский келлиот, в 1900-х годах начал устраивать «у горы Ахцу, по дороге в Красную Поляну, близ деревни Лесной» Свято-Троицкий монастырь, строительство которого первоначально планировалось «близ посада Туапсе»[20] (современное село в том месте, где находилась уничтоженная после революции обитель отца Маркиана, носит название Монастырь). В начале XX века Троицкая обитель, как видно из документов, оставалась единственным официально утвержденным православным монастырем на территории Черноморской губернии. В 1910 году «в деревне Георгиевке, близ посада Туапсе»[21] была учреждена Иверско-Алексиевская женская иноческая община, но в монастырь она преобразована не была. Сведения о какой-либо другой православной монашеской обители в Черноморской губернии в официальных документах не встречаются, данные о таковой «близ села Лазаревского» отсутствуют (или пока не обнаружены), поэтому можно предположить, что община на Монаховой Поляне (если она образовалась до революции) так и не успела получить официальный статус. Должно быть, в тихом, малолюдном урочище селились пустынники и их внутренняя жизнь строилась так же, как в скитах и отшельнических жилищах прочих пустынных мест Кавказа (окрестности Красной Поляны, Медовеевки, Псху и др.), — молитва, откровение помыслов старцу, послушание и труды для пропитания и поддержания иноческого быта. Внимательной, молитвенной монашеской жизни способствовали тишина и покой: окружающая местность, замечательная по природным условиям, защищенная от северных ветров, красотой подобная Новому Афону, оставалась малонаселенной, с несколькими крупными имениями и отдельными дачами. Земля, на которой строится Черноморское подворье, во второй половине XIX — начале XX века принадлежала известным российским генералам — В. А. Гейману и, перед революцией, П. А. Фролову.
В конце XIX — начале XX века российское правительство проводило большие работы по благоустройству Черноморского побережья, строительству путей сообщения. С севера Монахову гору обогнул участок Новороссийско-Сухумского шоссе; с противоположной стороны, вдоль берегового склона Монаховой Поляны, разворачивалось строительство железной дороги. К уединенному урочищу подступил технический прогресс, зато паломники получали возможность чаще посещать святое место, слышать слова назидания и утешения, оказывать посильную помощь развивающейся монашеской общине. Но мирное течение жизни, потревоженное первой мiровой войной, вскоре прервалось революцией и войной Гражданской. По новым благоустроенным дорогам началось движение войск, военной техники, разного рода вооруженных формирований, беженцев… Возможно, на Монахову гору стали перебираться иноки из Нового Афона и других известных черноморских монастырей, теснимые революционерами. Остатки старой кипарисовой аллеи на Монаховой Поляне напоминают аллеи Нового Афона, что может являться косвенным подтверждением этого предположения.
Таково в главных чертах местное предание. В документах находится подтверждение тому, что оно основано на реальных фактах, а исторические свидетельства, записки участников трагических событий дополняют и раскрывают это устное повествование.
Большевики, придя на время к власти, в марте 1918 года объявили Черноморскую губернию Черноморской советской республикой. Вскоре грузинская армия, тесня большевиков, начала наступление вдоль побережья с целью завладеть им. В июле 1918 года был захвачен и «временно присоединен» к Грузинской республике Сочинский округ, после чего грузины заняли Туапсе, а в северном направлении, перевалив через хребет, достигли станицы Хадыженской[22]. Подразделения белой Добровольческой армии в августе 1918 года вошли в Екатеринодар. Ее генералы, отстаивавшие идею единой и неделимой России, вступили в борьбу за восстановление дореволюционных границ Черноморской губернии. В августе — сентябре белые войска заняли побережье от Новороссийска до Лазаревского, в начале 1919 года освободили Сочинский округ и остановились на реке Бзыбь. Впоследствии же, когда основные деникинские силы начали с боями продвигаться на север, к центральным российским губерниям, оставленные для защиты Черноморского побережья отряды не удержали позиций — отступили к Адлеру под натиском грузинских войск, а также в результате налетов зеленых партизан, поддерживавших грузин. Позднее фронт закрепился на реке Мехадырь (Махадыр) между Адлером и Гагрой.
Движение зеленых разрасталось, деникинские войска Черноморского побережья противостояли их вооруженным выступлениям, предотвращали диверсии, нападения на поезда и обозы. В начале 1920 года зеленые отряды захватили Сочи и подошли к границам Туапсинского округа. (Перед революцией окрестности Лазаревского вошли в Туапсинский округ Черноморской губернии (в составе Кавказского наместничества), граница которого с Сочинским округом пролегала немного южнее урочища Годлик.) 13 февраля завязался бой на реке Шахе. Зеленым противостояли отступившие из Сочинского округа остатки 52-й отдельной пехотной бригады, армянский батальон полковника Чимишкианца, а также офицерский батальон полковника Галкина, 10-й сводный полк и пластунская сотня есаула Базарова, прибывшие из Туапсе[23]. Эти добровольческие соединения, находившиеся под общим командованием полковника Жуковского[24], в бою понесли большие потери и потерпели поражение. Зеленые сообщали, что преследование отступавшего в направлении Лазаревского — Туапсе «противника продолжалось до позднего вечера 13 февраля», «офицерский батальон и часть 10-го сводного полка, бросив две батареи и обоз, успели пробиться к линии железной дороги», в то время как отряды, «припертые к горам», были разгромлены[25]. Не исключено, что у монахов укрывались белогвардейцы, сражавшиеся на Шахе. По завершении боя они, пробираясь по железной дороге, вышли к обители и приютились на Монаховой Поляне, а кто-то из тяжелораненых нашел здесь и вечное пристанище.
Не исключено также, что у братии искали убежища участники последнего отступления казачьих войск, бывшего весной 1920 года, при крушении «белого фронта» на побережье. После эвакуации белых из Новороссийска оставшиеся части («1-й и 2-й Кубанские конные корпуса, содержащие по две казачьи дивизии, 4-й Донской казачий корпус и Черкесская дивизия»[26]) с боями отходили к Туапсе и далее к Сочи и Адлеру, чтобы погрузиться на корабли или пробиться в Грузию. В апреле 1920 года бои шли и на реке Аше, и «в районе Катковой дачи»[27]. В районе Лазаревского, на реке Псезуапсе, с 1 по 4 апреля длился бой белых и красных соединений, в котором сражались юнкера Кубанского Алексеевского училища.
Вспоминает К. Т. Баев:
«В 1919 году, будучи воспитанником последнего курса Кубанского войскового технического училища, я ни о чем другом, как о своем учении, не думал. Но в связи с создавшимся на фронте Белой армии серьезным положением была вдруг объявлена мобилизация и учащейся молодежи. Был мобилизован и я в возрасте 18 с половиной лет и попал в учебный ученический батальон при Кубанском генерала М. В. Алексеева военном училище в городе Екатеринодаре.
В начале весны 1920 года Екатеринодар был оставлен белыми, и мы, перебравшись через реку Кубань по железнодорожному мосту, ушли через аул Тахтамукай в горы, направляясь на город Майкоп. Непролазная грязь весенней распутицы делала этот поход особенно изнурительным. Узнав в пути, что Майкоп уже занят большевиками, мы повернули на станицу Хадыженскую и далее — на Туапсе, с небольшими остановками для ликвидации гнезд “красно-зеленых”, нападавших на поезда и занимавшихся грабежами. После Туапсе мы шли походным порядком по шоссе вдоль Черноморского побережья и в канун святой Пасхи прибыли в селение Лазаревка. Отдохнув там несколько дней, мы заняли позицию, перейдя реку Псезуапсе. В течение трех дней мы отбивали атаки красных, на четвертый же день наш ученический батальон оказался отрезанным от наших главных сил. Не желая сдаваться красным, мы вместе с Кубанским училищем после четырехдневного почти беспрерывного похода по горам, без пищи и зачастую без воды, нагруженные амуницией, тяжелыми пулеметами и патронами, перебрались через быструю и полноводную реку Шахе и на пятый день наших скитаний присоединились к своим войскам…»[28]
Из рапорта К. К. Зродловского, командира 12-й юнкерской сотни Кубанского Алексеевского училища:
«В бою 3 апреля на реке Псезуапсе 1-й взвод моей сотни в течение четырех часов обстреливался действительным пулеметным огнем. На следующий день 3-й взвод сотни, находившийся на правом фланге позиции против села Алексеевка, вступил в перестрелку с противником, наступавшим на нашу заставу… Два наши батальона 4 апреля были отрезаны большевиками и пять дней находились у них в тылу…»[29]
А вот красноармейская «оперсводка»:
«16.4.1920 г. В районе Лазаревской редкая ружейная перестрелка: наша артиллерия обстреливает резервы противника, группирующегося по дачам юго-восточнее Лазаревской. Утром со стороны Сочи подошел к Лазаревской неприятельский крейсер, который в течение 20 минут обстреливал ураганным огнем артиллерии (позиции большевиков. — И. П.), после чего скрылся в направлении Сочи. Наштарм 9 (т. е. начальник штаба 9-й армии. — И. П.) Душкевич»[30].
В событиях участвовало множество морских судов — военных и гражданских, русских и иностранных. Они поддерживали белые войска артиллерийским огнем, эвакуировали тысячи людей из портов Кавказского побережья в Крым, Константинополь, Грецию; подбирали тех, кто еще оставался на берегу. По воспоминаниям, некоторые из беженцев, «более энергичные», «разыскивали в порту шлюпки и оставленные маленькие катера и на них, иногда без весел, гребя лишь досками и руками, выходили за входные маяки»[31], где большие суда брали их на борт. Были случаи, когда с кораблей к берегу высылались шлюпки. Как видим, повествование о том, что братия уплыла на лодке, направляясь в Турцию, тоже вполне соответствует историческим реалиям: скорее всего, монахи добрались до одного из кораблей, увозивших беженцев в Константинополь, и на нем покинули Кавказское побережье.
Большевики искоренили очаги белого сопротивления на побережье и, приступив к социалистическому курортному строительству, повели борьбу с религиозными организациями и с самой верой Христовой. С точки зрения советских властей, статус Причерноморья как курортной зоны требовал и «безрелигиозности», «бесцерковности» региона; при насаждении «здорового образа жизни» полностью исключался его духовный аспект. Большие, благоустроенные обители в соседней Абхазии, братия которых начала подвергаться притеснениям сразу после революции, были окончательно закрыты в основном в 1920-х годах. Монастырские храмы и здания стали использоваться под советские хозяйственные, лечебные, туристические и прочие учреждения, а «небольшая церковь»[32] Троицкого монастыря и другие его постройки вовсе не сохранились. В конце 1920-х — начале 1930-х годов разгрому подверглись тайные монашеские скиты и каливы в горах и пустынных местах, многие их насельники были расстреляны.
Однако не иссякло пустынножительство, появлялись небольшие иноческие общины, православные традиции были живы, в новых сложных условиях люди продолжали стремиться к христианским идеалам. Жители сочинского побережья не растеряли память о прошлом, о святых местах и замечательных личностях, чьи имена связаны с Причерноморьем. Эти воспоминания отразились в топонимах Черноморского побережья, а таких, кроме названия Монаховой Поляны, на карте множество — Монастырь, Лазаревское, Воронцовка, Илларионовка, Ермоловка, Архипо-Осиповка, Каткова Щель, Верещагинка… Образовавшееся в 1920-х годах село Волконка носит имя дореволюционного владельца здешних имений князя Волконского. Сохранение исторической памяти стало одним из залогов последующего возрождения духовно-культурных традиций и православной жизни.
Примечательно, что в окрестностях Монаховой Поляны, недалеко от руин Годликского городища, в парке на территории нынешнего санатория ВВС, находился, по рассказам старожилов, дом, принадлежавший Евгению Сергеевичу Боткину, лейб-медику царской семьи, который вместе с ней был расстрелян и ныне прославлен Церковью в лике святых страстотерпцев. Дом не сохранился. Неподалеку в 2005 году возведен деревянный храм, освященный во имя святых царственных страстотерпцев.
Благочестивые примеры недавнего прошлого назидают, духовно укрепляют, при посещении и изучении средневековых памятников пробуждается интерес к церковной истории и христианским преданиям края. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся», по словам святого Псалмопевца (Пс. 142, 5).
Игумен Петр (Пиголь)
[1] См.: Ворошилов В. И. Топонимы российского Черноморья: История и этнография в географических названиях. Майкоп, 2007. С. 155.
[2] Греческие предания о св. ап. Андрее / Изд. подгот. А. Ю. Виноградовым. СПб., 2005. Т. 1. С. 311.
[3] Еквтиме Атонели. Поминовение о странствии и проповедании Андрея // Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. Сухуми, 1986. С. 18.
[4] См.: Darrouzès J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Р., 1981. Р. 206; Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С. 174.
[5] См., например: Воронов Ю. Н. К локализации Никопсии // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа, 19—22 апр. 1988 г.: Тез. докл. Махачкала, 1988. С. 72—73; Горст А. П. Еще раз о Никопсии // Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западного Кавказа. Екатеринбург, 1997. С. 72—80; Симиненко В. И. К вопросу о локализации крепостей Никопсия и Сотириуполь // Там же. С. 131—137.
[6] См., например: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV—VII вв.). М., 2002. С. 54.
[7] См.: Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991. С. 94; Acta Conciliorum Oecumenicorum. Berolini, 1940. T. 3. P. 28, 115, 126, 155, 162, 171, 184.
[8] Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники… С. 109.
[9] Подробнее о перемещениях архиерейской кафедры Зихии см.: Петр (Пиголь), игум. Православие в Северо-Восточном Причерноморье в эпоху средневековья и связи с Киево-Печерской обителью: Доклад на конференции «Киево-Печерская Лавра — Афон — Иерусалим: единство сквозь века» (Киев, 20—21 июля 2018 г.) // http://ksvetu.org/articles/pravoslavie-v-severo-vostochnom-priche
[10] См.: Симиненко В. И., Поздникин В. М. Градостроительная реставрация старой крепости вблизи пос. Лазаревское г. Сочи // Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западного Кавказа. С. 119—123.
[11] См.: Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979. С. 80; Безыменного автора объезд Евксинского Понта // Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе / В. В. Латышев. СПб., 1890. Т. 1. С. 278.
[12] См.: Лавров Л. И. Этнография Кавказа: По полевым материалам 1924—1978 гг. Л., 1982. С. 175.
[13] См.: Симиненко В. И., Поздникин В. М. Градостроительная реставрации… С. 126.
[14] Bell J. S. Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838 and 1839. L., 1840. Р. 440.
[15] См.: Симиненко В. И., Поздникин В. М. Градостроительная реставрации… С. 130.
[16] См.: Овчинникова Б. Б. Итоги полевых исследований Лооской археологической экспедиции Уральского гос. ун-та им. А. М. Горького (1987—1996) // Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западного Кавказа. С. 17.
[17] См.: Эвлия Челеби. Книга путешествия: Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983. С. 52.
[18] Верещагин А. В. Путевые заметки по Черноморскому округу. М., 1874. С. 50; Солтан В. Военные действия в Кубанской области с 1861 по 1864 г.: Походные записки // Кавказский сборник. Тифлис, 1880. Т. 5. С. 448; см. также: Военный сборник. СПб., 1864. № 12. Декабрь. Отд. неофиц. С. 298.
[19] См.: Петр (Пиголь), игум. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 591—652.
[20] Российский государственный исторический архив. Ф. 796, оп. 181, д. 1722, л. 25—26; Ионова З. Н. Христианские конфессии на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX в. — XXI в.: Дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2015. С. 48.
[21] Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по Ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913. С. 59.
[22] Черкасов А. А. Гражданская война на Кубани и Черноморье (1917—1922 гг.): «третья сила» в социально-политическом противостоянии: Дис. … д-ра ист. наук. Ставрополь, 2007. С. 157—158.
[23] См.: Воронович Н. Меж двух огней: Записки зеленого // Архив русской революции. Берлин, 1922. Т. 7. С. 136; «Зеленая книга»: История крестьянского движения в Черноморской губернии / Н. Воронович. [Прага], 1921. С. 98.
[24] Воронович Н. Меж двух огней… С. 136.
[25] «Зеленая книга»… С. 74; Воронович Н. Меж двух огней… С. 137.
[26] Черкасов А. А. Гражданская война… С. 286.
[27] Там же. С. 288.
[28] Баев К. На Черноморском побережье // Последние бои Вооруженных сил Юга России / Сост. С. В. Волков. М., 2004. С. 263—264.
[29] Зродловский К. Одиссея одной русской девушки во время Гражданской войны 1918 — 1920 гг. // Там же. С. 216.
[30] Цит. по: Черкасов А. А. Гражданская война… С. 521—522.
[31] Варнек П. А. У берегов Кавказа в 1920 г. // Гражданская война в России: Черноморский флот. М., 2002. С. 207.
[32] Дороватовский С. Сочи и Красная Поляна с окрестностями. Краснодар, 2010. С. 150.