…О приснопоминаемом старце иеросхимонахе Иерониме Господу помолимся!..

Сегодня, в день памяти преподобного Иеронима Стридонского, игумен Петр отслужил заупокойную литию о приснопоминаемом старце иеросхимонахе Иерониме (Соломенцове), духовнике Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. В этот день отец Иероним праздновал тезоименитство. В конце XIX века опытное руководство благодатного старца, его заповеди и наставления, вся жизнь и деятельность послужили расцвету Пантелеимоновой обители при двухтысячном братстве.

Из наставлений иеросхимонаха Иеронима Афонского:

«Мы должны утверждаться на крестных заслугах Христа Спасителя. Он за нас пострадал и умер, и какою смертью-то — самою позорною! Он нам заслужил у Небесного Своего Отца милость и отпущение грехов».

Знай, что не одежда и пострижение делают человека истинным монахом, но чистая душа пред Богом и умерщвление своих страстей. Не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души, старайся быть последним изо всех, смиряйся пред Богом и всеми людьми, иначе не найти тебе душевного мира и покоя.

Если увидишь какие немощи в ком-либо, то берегись осудить, да не прогневается на тебя Господь и попустит на тебя большие искушения, но скажи помыслу своему: “Сей брат совершен есть в добродетели, сия творит аки немощный и грешен”.

Повинуйся всем ради Бога, ибо ты пришел в монастырские стены не начальствовать и проводить время в праздности, но терпеть и трудиться Бога ради и спасения ради души своей.

Полезно почаще задавать себе вопрос преподобного Арсения: “Монаше, зачем ты пришел в эту пустыню?” Такое настроение мысли при содействии благодати поможет безмолвнику благодушествовать в терпении пустынных скорбей, за терпение коих обещано от Бога получение вечного блаженства и нескончаемой радости.

Рассуждение избавляет нас от скорбей, а, напротив, нерассуждение бывает причиною наших скорбей и мучения. Может быть, ты теперь придумаешь, что не всякий имеет рассуждение; на это я скажу тебе то, что потому не всякий имеет рассуждение, что не всякий просит оного у Бога, а если будет просить, то и дастся ему оное.

Старайся все помыслы, которые часто приходят, открывать, а если некоторые мимолетные забываются, то о подобных нечего и безпокоиться.

Борьба со злыми мыслями есть своего рода мученичество.

Ты говоришь, что имел радость и часто на небесах умом своим находился с Богом, то это кривой путь, ведущий к прелести. Мы должны ум свой иметь в сердце своем, а не на небесах, тогда нас враг не может прельстить.

Особенных подвигов никаких не предпринимать по своему желанию и неразумной ревности, чтобы не прельститься; только такие дела и подвиги совершать, какие старцы назначат, ни больше, ни меньше. При послушании хранить молчание с молитвою Иисусовою тайно в уме, с памятью Божиею».

Наставления строителю монастыря:

«Монастырь — учреждение вечное, и его следует посему устраивать фундаментально, крепко.
Строй новую обитель, а о средствах не заботься. Не надо сомневаться, все будет и преизбудет, только живите по-монашески.

Красота места не мешает спасению, а напротив, располагает к молитве и благодарности к Богу.
Избирая место для постройки монастыря, надо молиться Господу, чтоб не сделать ошибки.
Все принимай во внимание, как-то: место, климат и прочие удобства, и даже соседей; потому что и от соседей случается житие неудачно или и вовсе гибельно.

Сам Господь да благопоспешит вам в построении земной обители для населения желающих спастись и тем прославлять благость Его. А вас за труды ваши да удостоит наследовать Небесные Его обители. Еже и да будет вам и всем нам молитвами Царицы неба и земли и святых Его».

Иеросхимонах Иероним
Иеросхимонах Иероним