…Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне…

Накануне дня памяти Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Свято-Николаевском храме подворья вечернее богослужение совершил иеромонах Никандр. Сегодня,11 сентября (29 августа), на подворье состоялась Божественная литургия.

..Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас…

Из слова святителя Иннокентия Херсонского в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, 11 сентября (29 августа):

«Кем разорван на земле вечный и естественный союз счастья с добродетелью и возведен на престол порок? Никем, кроме человека; он сам, надменный и ослепленный внушениями змия, не соблюл “своего начальства” (Иуд. 1, 6) в Едеме, вышел из благолепной подчиненности Творцу, возмутил порядок вещей, уклонился от цели бытия своего и уклонил с собою все, ему подчиненное, сделался несчастным сам и распространил несчастье по всему лицу земли. С тех пор торжествуют нечестивые и будут торжествовать, доколе мiр внешний, лежащий во зле, не престанет быть заодно с тем злом, коим исполнен их мир внутренний. После сего искать в нашем падшем мiре строгого порядка правды, верного сочетания счастья с добродетелью значило бы искать постоянных действий благоразумия в доме лишенных ума…
“Но где же Промысл?” Везде, где есть в нем нуждающиеся. “Что делает он?” Все, что нужно для блага гонимых и даже гонителей… Далеко ли может простираться свирепость над подобными себе самых лютых гонителей человечества? Не далее, как до отъятия жизни тела, каким образом и пострадали многие мученики, сам Иоанн и Сам Спаситель. “Лишше что, — говоря собственными Его словами, — мучители не могут сотворити” (Лк. 12, 4); души коснуться не в их власти, тем паче совесть остается всегда собственностью человека, недоступною никакому внешнему могуществу… Все дело страждущих, таким образом, состоит в том, чтобы уметь переносить страдания в духе веры и обращать их к духовному совершенству своему, к очищению сердца и совести, чтобы через страдания теснее соединяться с Господом и Спасителем своим, Который есть вождь, образец и друг всех страждущих во имя Его. Кто страдает таким образом, в духе веры и любви, без ропота на Промысл, без ненависти к своим гонителям, тот имеет все причины радоваться, ибо он явно среди царского пути, и состоит в ближайшем духовном сродстве со своим Спасителем; над ним уже веет знамя победы, перед ним уже отверсты врата рая!
Приложим сии истины к радостно печальному событию, нами воспоминаемому.
Иоанн по своей ревности к правде и закону не мог не обличать Ирода; Ирод с Иродиадою по своей злобе и развращению неспособны были принимать с пользою обличений святого мужа. Сила веры не убоялась обличить порок, прикрытый порфирою; могущество земное не устыдилось усекнуть того, кто, по признанию всех, был величайшим из пророков. Победа по видимому осталась на стороне нечестия; глас, вопиявший в пустыне, умолк, светильник света погас; а порок остался в любезном ему безмолвном мраке. Но на самом деле произошло совершенно противное: Иоанн из пустыни восхищен в рай… Ирод продолжал пиршествовать, пиршествовал несколько лет, а потом увидел и над собою палача, который исторг душу его из тела и поверг туда, где огонь не угасает и червь не умирает. Кто теперь приобрел и кто потерял?.. Ирод или Иоанн?.. И из нас теперь, несмотря на слабость нашу в добродетели, кто, если бы довелось избирать одно из двух, кто захочет стать на месте Ирода, и не предпочтет участи Иоанна? Одно имя последнего уже возбуждает благоговение у всех и любовь; напротив, имя Ирода всегда означало и будет означать извергов, играющих человечеством.
Памятуя сие, будем великодушны в перенесении бедствий; не станем роптать на Промысл за то, что Он допускает торжествовать нечестивым; здесь их “година и область темная” (Лк. 22, 53), но будет время воздаяния и Суда, день торжества для праведных и гонимых; тогда-то явится во всей силе кто потерял и кто приобрел… В ожидании сего славного и грозного дня будем с терпением нести крест, нимало не страшась порока, как бы он ни был могущ и дерзок. Человек, делающий правду, ходящий в законе Божием, должен быть выше всего и бояться единого Бога…»