Новая башня Монаховой Поляны. Церковно-исторические заметки

На подворье сооружается Новая башня, не совсем обычная: трансформаторная подстанция отделывается в общем стиле монастырских построек — неприглядная конструкция облагораживается и скрывается под отделкой. Сейчас Новая башня ждет штукатурки (по недостатку средств работы не всегда можно быстро завершить). Башня будет напоминать пирги, которые в прежние времена возвышались над приморскими восточными монастырями, защищали братию православных обителей от набегов «латинов»-крестоносцев, каталанцев-пиратов. Будет напоминать о событиях церковной истории, о житии святых и жизни подвижников благочестия.

Этапы сооружения Новой башни
Этапы сооружения Новой башни

Из всех афонских пиргов самый знаменитый, наверное, пирг Старого Русика (старого Русского Пантелеимонова монастыря, который сейчас является пантелеимоновским скитом). «Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси…» (Пс. 29, 2). Такие слова, восходя на пирг Русика, произносил царевич Растко (будущий святитель Савва, первый архиепископ Сербский). Наверху башни, в маленькой Иоанн-Предтеченской церкви-параклисе, Растко принял монашеский постриг и сбросил с пирга мiрские одежды гнавшимся за ним посланцам его отца, сербского правителя Стефана Немани (будущего преподобного Симеона Мироточивого, завершившего свою земную жизнь на Афоне, в монастыре Хилендарь). Это было в конце XII века. А в 1311 году на том же пирге Русика от набега каталанских разбойников, которые осадили Пантелеимонов монастырь, укрывался игумен Хилендарской обители Даниил (преподобный Даниил, архиепископ Сербский).

Перестроенный пирг Старого Русика с параклисом святителя Саввы
Перестроенный пирг Старого Русика с параклисом святителя Саввы

Пирг Хилендарского монастыря, башня святого Саввы. В параклисе наверху башни совершал всенощное бдение ктитор монастыря святитель Савва Сербский в годовщину преставления своего отца преподобного Симеона Немани (1200), и в ту же ночь от святых мощей преподобного Симеона началось мироточение. «Благодать Божия излилась на сухие кости, мраморный гроб блаженного наполнился благовонным миром, которое текло из него ручьями и исполняло все благоуханием», — повествует патерик.

Хилендарский пирг
Хилендарский пирг
Монастырь Хилендарь с его пиргом
Монастырь Хилендарь с его пиргом

На пирге Зографского монастыря около 1280 года были сожжены «латинами» за обличение «латиномудрствующих» 26 монахов — приняли венец исповедания и мученичества, как говорится в Афонском патерике. Обитель после многих разорений и пожаров перестраивалась в новое время, и монастырский пирг не сохранился, на его месте сейчас находится надгробный памятник преподобномученикам Зографским.

Возле афонской границы есть пирг, называемый Ватопедским, поскольку принадлежал монастырю Ватопед. Он связан с памятью подвижников благочестия нового времени — старцев Пантелеимонова монастыря духовника Иеронима и игумена Макария, который в начале 1870-х годов служил литургию в «маленькой и бедной» церкви на этой башне и благодетельствовал ей, а также их ученика выдающегося православного мыслителя монаха Климента, в то время — российского консула в Салониках Константина Леонтьева, который бывал в этом малом храме.

Ватопедский пирг
Ватопедский пирг
Вид с Ватопедского пирга на залив Агион-Орос
Вид с Ватопедского пирга на залив Агион-Орос

Пирги афонских обителей часто служили исихастириями — местом безмолвия, молитвенных подвигов. Так, в XIX веке на пирге монастыря Ставроникиты на полуострове Кассандра, согласно патерику, подвизался духовник Кирилл Митиленец, на пирге Нового скита пребывал в затворе около трех лет преподобный Иларион Грузин. А в скиту Морфину с его высокой башней подвизался ученик преподобного Григория Синаита Климент Болгарин. Там он обучался молитве Иисусовой у одного «благоговейного и добродетельного монаха» и там же был удостоен благодатного видения Божественного света.

Молитвами преподобных и богоносных отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Источники:
Афонский патерик. М., 1897.
Леонтьев К. Н. Восток, России и славянство. М., 1996.
Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.

Среди фотоматериалов — фотографии Максима Клименко.