Пора мириться

Пора мириться

Во времена Советского Союза в рассказах по истории для детей писали, что если встретятся русский, украинец и белорус, то они легко будут понимать друг друга, так как они являются представителями не отдельных этнических группировок, как, например, грузины, молдаване и другие, входившие тогда в состав СССР, но единой древнерусской народности со времен объединения восточнославянских племен Владимиром, святым равноапостольным князем. Одна народность, один язык, одна вера, одна культура, общая территория и хозяйственные связи.

Великий князь Владимир

Древняя Русь, как централизованное государство, существует с 862 года. В 988 году она приняла святое Православие. Вначале крестились киевляне, затем князь Владимир с епископами и священниками отправился на северо-восточную окраину своего государства — в Русь Залесскую. Освятил землю Ростовскую и Суздальскую, основал город Владимир на Клязьме, затем пошел в Новгород, по пути просвещая города и селения, и возвратился в Киев.

После своего крещения князь Владимир стал благочестивым и настолько богобоязненным, что не решался даже казнить преступников. С соседями — Польшей, Чехией и Венгрией — заключил мирный договор, и только иногда ему приходилось отражать набеги печенегов с юга. Так за личную доброту князя Господь даровал мир и благоденствие его государству.

Приближаясь к смерти, великий князь поделил всю Русскую землю на 12 княжеств по числу своих сыновей, поставил епископов и пресвитеров, заповедал жить в мире и согласии, не преступая границ друг друга. Княжества были таковы: Киевское, Новгородское, Полоцкое, Туровское, Ростовское, Муромское, Древлянское, Владимирское, Тмутараканское[1], Смоленское, Волынское, Псковское. Так выглядело наше Отечество в те времена.

Скончался князь Владимир в 1015 году; на великокняжеский престол в Киеве он намеревался посадить Бориса, князя Ростовского.

Святополк Окаянный

В момент смерти князя в Киеве оказался только один из его сыновей — Святополк, князь Туровский. Женатый на дочери польского короля, он еще два года назад по совету католического епископа хотел сместить отца на престоле. Теперь, пользуясь удобным случаем, он захватил власть и распорядился убить брата своего Бориса, а заодно и Глеба, князя Муромского, которых покойный отец любил больше всех, вероятно за их набожность. Был убит также и Святослав, князь Древлянский.

Войны между братьями

Новгородский князь Ярослав в 1016 году пришел в Киев и разбил войско брата своего Святополка, захватил власть.

В 1018 году Святополк и его тесть с войском польским при поддержке печенегов разбили новгородцев, Ярослав ушел в Новгород.

В следующем 1019 году состоялась окончательная битва между братьями, Святополк был разбит и бежал к печенегам. Великим князем стал Ярослав, прозванный Мудрым.

Другой брат, Мстислав, князь Тмутараканский, с помощью хазар и касогов (черкесов) захватил Чернигов и все левобережье Днепра. В битве с Ярославом одержал победу и в 1024 годк стал князем Черниговским. В 1026 году братья заключили мир на условиях Мстислава, а в 1031 году совместно совершили поход на Польшу. В 1036 году Мстислав погиб на охоте, договор потерял силу.

Распад Древнерусского государства

 Дальше в истории Древнерусского государства следует длительный период междоусобных войн, в результате чего власть великого князя Киевского пришла в упадок, Русь рассыпалась на отдельные княжества, стала легкой добычей для внешних врагов. Датой распада считается 1132 год.

Князь Андрей Боголюбский

В этот трудный период киевские князья много потрудились по укреплению северо-восточных пределов своего государства. Возникали новые города, строились церкви и монастыри. Особенно замечательна деятельность святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Сын князя Юрия Долгорукого, он после смерти отца в 1157 году был утвержден на Ростово-Суздальский княжеский престол. Умный и деятельный,   он положил начало объединению русских земель. Его сильная единодержавная власть позволила переместиться центру государственной жизни из Киева во Владимир. Князь сумел сосредоточить в своих руках власть над Южной и Северной Русью и над Новгородом. В 1175 году князь Андрей был убит заговорщиками. Можно предположить, что сам великий князь Владимир в свое время тоже помышлял о перенесении столицы подальше от влияния Европы. Междоусобицы между тем по всей Руси не прекращались.

Войны между русскими князьями

Русские князья, позабыв закон любви к ближнему, увлекались жаждой соперничества и взаимоуничтожения. Формировались даже союзы враждующих князей, гибло много людей. В одной из крупных междоусобных битв под Юрьевом-Польским в 1216 году было побито около 20 тысяч человек. Гордыня, погоня за личной славой стали причиной охлаждения народа к княжеской власти. И только Церковь Православная способствовала сохранению единства. Чаша Божия долготерпения оказалась переполненной, в 1237 году монгольские войска двинулись на Русь. Враг стоял у ворот, а князья продолжали выяснять, кто из них родовитее, сильнее и славнее.

Монголо-татарское иго

Юго-Западная Русь (земля Галицко-Волынская) в конце XII века добилась независимости от Киева. Теперь князь Галицкий вынужден был просить помощи у князя Киевского, но не получил, самостоятельность его окончилась. Киевский князь Мстислав похвалялся, что он непобедим, но окончил жизнь позорной смертью под досками пирующих на них татар.

Зимой 1239—1240 годов Батый опустошил южную Русь и Киев. Были разрушены Переяславль, Чернигов, Киев, города Владимир-Волынский и Галич. В Киеве погибли все главные святыни — Софийский собор и Десятинный храм. Печерский монастырь был разрушен, монахи его разбежались. Краса земли Русской — Киев обратился в поселение, где оставалось 200 домов, Южная Русь была обращена в сплошную пустыню. Монголы продолжали кочевать по южным степям и были постоянной грозой для народа.

Русские князья, не имея между собой согласия, легко были разбиты поодиночке. Из 74 городов на Руси около 50 были разорены. Печерский монастырь оставался в развалинах до XV века. Единство Северо-Восточной Руси распалось.

Литовское нашествие

Раздробленная и ослабленная Русь не могла защищать своих границ. Пользуясь этим, еще с конца XII века литовцы стали проникать на территорию древнерусской Полоцкой земли. С 1248 года здесь уже правили литовские князья. В XIV—XV веках под власть Литвы постепенно подпали Волынская, Турово-Пинская, Киевская, Переяславская, Черниговская и Смоленская земли. Сформировалось Великое княжество Литовское, которое называлось еще Литовско-Русским, так как значительная часть его населения были русскими, говорили на древнерусском языке и были православными.

Возвышение Москвы

Город Москва был основан киевским князем Юрием Долгоруким в 1147 году. В первой половине XIV века Московское княжество становится наиболее сильным среди других княжеств Северо-Восточной Руси. В 1325 году митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес сюда из Владимира свою резиденцию. 1328 год считается началом Московского государства при великом князе Иоанне Калите. Возвышение Москвы и объединение вокруг нее других княжеств происходило под знамением Православия при возрождении духовной жизни и чувства национального достоинства, результатом чего явилась победа в Куликовской битве. Для этого много потрудились Петр и Алексий, святители Московские, преподобный Сергий Радонежский. С 1389 года великое княжество Владимирское и Московское стало именоваться Российским государством.

Украинцы

В 1569 год Литовское княжество объединилось с Польшей. Южная Русь была передана Польше. Постепенно началось ополячивание и окатоличивание русского народа. Насаждался польский язык, внушалось, что они не совсем русские, «мало русские», живущие на окраине, или у края Русского государства, поэтому они украинцы.

В 1569 году состоялась Брестская уния, согласно которой православные христиане должны были подчиняться главенству папы Римского, сохраняя свой внутренний церковный строй и порядок богослужений. Начались гонения на Православную Церковь. Со стороны православного народа началась ответная борьба за веру, за народность.

Богдан Хмельницкий

В 1648 году началась освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, по окончании которой в 1654 году совершилось воссоединение Древнерусских земель под новым названием — России и Украины. В школьных учебниках времен Советского Союза помещалась цветная иллюстрация, запечатлевшая этот исторический момент с надписью: «Навеки с Москвой, навеки с русским народом».

Около трех столетий южно-русский украинский народ находился под иноземным гнетом, оставаясь строго православным. Идея воссоединения с Москвой давно вынашивалась в то время и среди казачества, и среди народа. И теперь, освободившись, они без колебания заявили: «Волим под царя православного».

«Что, как не Православие, скрепило нас с Малороссией? — пишет православный мыслитель Константин Леонтьев (в монашестве Климент). — Остальное все у малороссов в преданиях, в воспитании историческом было вовсе иное, на Московию мало похожее»[2].

Только сохранение христианства «народом Белой и Южной Руси дало нам ту вещественную силу и то внутреннее чувство права, которые решили в последний раз участь польского вопроса»[3].

Откуда брани

Господь не сотворил зла. В первозданном мiре даже звери не враждовали между собой. Виновником зла является диавол. Он первый восстал против Бога. Он внушил праотцам нашим нарушить заповедь Божию. Он научил Каина сделать первое убийство на земле — убить брата своего Авеля. Он и по сей день через послушных ему продолжает разжигать войны на земле. Всеми силами ополчился он на Церковь Христову, чтобы разделить, расколоть, поссорить и уничтожить поодиночке. И в этом он много преуспевает по мере оскудения веры на земле.

Братоубийственные войны на Руси не новость не только в древние времена, но и в новые. Вспомним трагические события столетней давности. Все те же «послушники» диавола учинили кровавую революцию, убили царя, разделили наш отступивший от веры народ на белых и красных, богатых и бедных, внушили новую, пришедшую из Европы идею свободы, равенства, братства и счастья здесь, на земле. Ради этой идеи брат убивал брата.

Необходимо покаяние

Вот и теперь разыгралась трагедия, и конца тому не видно. Одного афонского старца спрашивают паломники-беженцы: «Когда же все кончится?» «А ты сколько раз женился?» — спрашивает в свою очередь старец. «Три раза, так все теперь живут» —«Так чего же ты хочешь от Бога?»

Вот и пожинаем плоды своих беззаконий. А сколько невинных младенцев убивается во чреве матерей?.. А сколько совершается таких мерзостей, о которых и говорить неприятно?.. «Пока не будет покаяния, — говорил в заключение старец, — ничего не получится».

Вся беда в том, что мы стали «мало русскими», то есть мало православными. Слова русский и православный всегда были синонимами. Мы стали больше европейцами с их идеалами или ценностями, как теперь говорят.

Примирение под знаменем Православия

Во времена Советского Союза была песня под названием «Украина и Россия» (приводится в сокращении):

Безгранична и едина
Нашей Родины земля.
Это степи Украины,
Это русские поля.
Мать-Москва и ридный Киев,
Вами Родина горда.
Украина и Россия
Породнились навсегда.
О труде, о счастье, о Советской власти,
Эта песня сложена.
Об Отчизне, что навеки
Правдой партии сильна!

Восхваляемые здесь советская власть и коммунистическая партия давно ушли в историю, судить их не будем и упоминать о них теперь нет смысла. Но если в последних строках заменить некоторые слова, то эта песня может быть пригодной и сегодня.

О труде, о мире, братстве
Эта песня сложена.
Об Отчизне, что навеки
Православием сильна!

Именно Православие всегда скрепляло наше государство издревле, и только с помощью Божией наш народ преодолевал все трудности. И нет у нас иного выхода, как вновь объединиться в единое Православное государство. Мы братья единой славянской крови, у нас общие святыни, которые одинаково нам дороги: лавры, Киевская, Почаевская, Троице-Сергиева, Дивеево и множество других святынь, чтимых нами. Мы никогда не разделялись, это общий наш враг, играя на чувствах национальных, разделил нас, чтобы уничтожить поодиночке, как ненавистных ему славян, хранящих веру Православную. 30 лет прошло со времени развала СССР, самостоятельного государства из Украины не получилось, нет на то воли Божией. Получилась катастрофа, и выход только один: опомниться, покаяться, вернуться к Православию и к прежней братской любви. «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», — завещали нам отцы наши, а они глупее нас не были.

Здесь можно возразить, разве возможно теперь объединение после такого количества пролитой крови? На это отвечает один патриот, отдавший жизнь за свою идею: «Наша жертва не напрасна! Это война не разделит народы. Стыд за пролитую братскую кровь окажется сильнее, чем мираж независимости. На крови воинов-мучеников, на братской крови русского и украинского народа воскреснет наше единое государство. Это для нас набатом звучат слова святого Лаврентия Черниговского: “Как нельзя разделить Святую Троицу — Отца и Сына и Святого Духа — это един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе Святая Русь”».

Иван Ветров

Источники:

[1] По-гречески Таматарха, на Таманском полуострове.

[2] Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // К. Леонтьев. Восток, Россия и славянство. М. 1996. С. 104.

[3] Там же.