Росписи Ново-Афонского монастыря. Церковно-краеведческие заметки

Соборный храм Ново-Афонского монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону. Собор был освящен в 1900 году при его строителе (и в целом — главном строителе монастыря) игумене Иероне (Носове; † 1912). Позднее, при следующем (последнем) игумене, архимандрите Иларионе (Кучине; † 1931), стены грандиозного пятипрестольного храма изнутри были расписаны. Подготовка к росписи, затем сами художественные работы выполнялись в начале 1910-х годов «по проекту архитектора Н. Н. Никонова, по рисункам и под руководством художника А. В. Серебрякова» иконописцами московской мастерской «П. И. Оловянишникова сыновья» «под руководством художника М. В. Молова».

Сохранились письма игумена отца Илариона к игумену Пантелеимонова монастыря отцу Мисаилу, содержащие некоторые сведения о процессе росписи собора.

«+ Ваше Высокопреподобие, всечестнейший батюшка, отец архимандрит Мисаил, Христос посреди нас!

Вот уже несколько недель минуло со времени блаженной кончины батюшки отца Иерона. На смену пережитых скорбных по утрате незабвенного старца Божия дней жизнь в обители вновь вступила в обычное свое мирное течение. И я только теперь получил возможность спокойно вокруг себя осмотреться и разобраться с вопросом о том, какой предлежит мне труд по несению возложенного на меня волею Всевышнего Господа бремени по управлению монастырем…

Прежде всего необходимо довести до конца начатые покойным батюшкою с Вашего согласия великие труды по окончательному внешнему благоустройству обители. Иконная с Вашего благословения роспись нашего соборного храма и сооружение по благословению в Бозе почившего великого старца иеросхимонаха отца Иеронима храма на Иверской горе потребуют сложных работ на долгое время и пока находятся в начальном виде. Эскизы рисунков настенной в соборе иконописи нам для просмотра и одобрения подрядившимся художником Серебряковым представлялись, одобрены нами, и до окончания иконописных работ все будет делаться с нашего согласия и указания. Господин Серебряков известен В. К. Саблеру, и он рекомендовал нам его как хорошего иконописца (причем все эскизы Владимир Карлович рассмотрел и одобрил и впредь это будет делать).

Кроме расходов на покупку материалов для росписи собора, требуются деньги и для уплаты самим мастерам, так что по сему предмету немало будет нужно денежных средств. Равно больших расходов потребует и сооружение храма на Иверской горе. Пока окончена только проволочная канатная дорога для подъема с помощию электричества строительных материалов для той постройки…

Не дай Бог, если за недостатком средств не будут доведены в должном виде до конца все предначертания покойного батюшки, а главным образом уже начатые при нем роспись собора, постройка церкви на Иверской горе и прочие работы… Архимандрит Иларион с братиею о Христе. 7 сентября 1912 года. Новый Афон».

«+ Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший отец архимандрит Мисаил, Христос посреди нас!

24 сентября я только что отправил Вам письмо с сообщением о текущих делах обители, а 25-го в жизни нашей произошло немаловажное для нас событие. В означенный день, около часу дня, на автомобиле прибыл к нам из Гагр председатель совета министров Владимир Николаевич Коковцев с своею супругою. Нами была устроена им торжественная встреча в храме св. апостола Андрея Первозванного с кратким молебным пением и с провозглашением Царствующему дому и пр., а равно и высоким посетителям многолетия. После чего мною они были приглашены в гостиный зал, где были поднесены св. иконы В. Н. и его супруге. Предложен был им и чай. Затем по желанию их я показывал устройство обители. Они весьма остались довольны благоустройством монастыря и красотою местоположения Нового Афона. Соборный же храм по случаю росписи его был по обыкновению заперт. Владимир Николаевич выразил живейшее любопытство видеть внутренность собора. Когда же двери последнего были открыты, В. Н. вошел внутрь. Видя, что он загроможден лесами и на сводах сделаны только предварительные абрисы предполагаемых изображений, он спросил меня, кому поручена роспись собора? Я сказал: “Серебрякову”. Г. Коковцев с большим одобрением высказался об этом художнике и выразил свое желание, чтобы прекрасное здание нашего собора было достойным образом украшено благолепною живописью в православном духе. Обещал сам повидаться с г. Серебряковым и внушительно просить его о наилучшем выполнении принятых им на себя работ по росписи нашего собора. На вопрос же Владимира Николаевича, когда мы надеемся окончить внутреннее украшение нашего собора, я с некоторым колебанием решился ответить, что если Господь даст, не будет недостатка в денежных средствах, то надеемся окончить роспись в полтора года…

Испрашивая святых молитв, остаюсь с любовию о Христе Вашего Высокопреподобия сомолитвенник архимандрит Иларион с братиею о Христе. 5/6 октября 1912 г. Новый Афон».

«…В деле росписи нашего собора произошла перемена вот какая. А. В. Серебряков сначала исполнение работ поручил было московскому иконописцу Сафонову; но он очень медленно работал, по этой причине Серебряков устранил его вовсе от работ и поручил роспись собора Оловянишниковым. Эти обещают вести работы довольно быстро и намерены поставить сразу от 20 до 30 мастеров. Серебряков сделал расценку работы попредметно, то есть на каждую часть росписи назначил известную цену. Затем нотариальным порядком поручил получение от нас денег за работу непосредственно Оловянишниковым. Если последние действительно усиленно возьмутся за работу, то могут при помощи Божией скоро окончить роспись собора. Это весьма будет для нас утешительно. Не скрою того, что недостаток в деньгах, необходимых для уплаты за эти работы в соборе, меня весьма безпокоит… Архимандрит Иларион с братиею о Христе. 7 декабря 1912 года. Новый Афон».

«…К великому общему нашему огорчению, Оловянишниковы теперь ввиду неисправности нашей по уплате денег за роспись собора забрали от нас почти всех мастеров, вместо прежде бывших 20 человек ныне работают только два иконописца… Архимандрит Иларион с братиею о Христе. Новый Афон. 16 января 1914 года».

В том же году с помощию Божией роспись храма была завершена. Эту замечательную роспись, художественный стиль священных изображений, повторяя их содержание и сюжеты, до сего дня часто берут образцом церковные художники и иконописцы.

 

Источник: Архив Русского Пантелеимонова монастыря (Афон). Оп. 32, д. 132, док. 1208.

 

Ново-Афонский монастырь
Ново-Афонский монастырь