Черноморский «Лурд» (Кудепстинская пещера)

На окраине села Красная Воля (Адлерский район Сочи), в отвесной скале над каньоном реки Кудепсты, есть пещера Широкопокосская (от названия урочища и селения Широкий Покос). Верующие окрестные жители и паломники называют ее пещерой Божией Матери или Святой. Пещера почиталась издавна как место явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и Самой Пречистой, где происходят чудесные исцеления и знамения. И сейчас паломники часто посещают это святое место, о нем есть сведения и в литературе, например, в книге Георгия Анастасиади «Сильные верой» (Сочи, 2015. С. 21—23).

Во время первой мировой войны, почти накануне революции, один из побывавших в пещере, священник, оставил свои заметки с размышлениями и некоторыми сомнениями. Хотя посетитель и сомневался в истинности знамений, его очерк явно способствовал еще большей известности и почитанию пещеры Божией Матери.

Публикуем очерк по: Известия Сочинского Свято-Николаевского братства. 1916. № 2. 20 янв. С. 3—5.

Летом прошлого года пошли слухи и разговоры о пещере на реке Кудепсте. Говорили о явлении там иконы Божией Матери и творимых Ею чудесах.

Каньон Кудепсты. Путь к пещере Божией Матери
Каньон Кудепсты. Путь к пещере Божией Матери

Одна моя прихожанка — солдатка с матерью-старухой, носившей молоко к нам в дом, — не пришла утром, не пришла и на другой день, когда же явилась, то поведала, что побывала в пещере. Бросила в рабочее время дом и поле и пошла за благодатью, помолиться о муже. Слышала она: икона-де принимает от угодных лиц жертву, а от других — нет.

— Моя мать всю дорогу несла в руках копейку, — рассказала солдатка, — и когда приложила ее к иконе, то копейка осталась на иконе. Моя монета не пристала и упала на землю. Я подняла ее и согрела в ладони, тогда она прилипла.

Это явление немного угасило пыл верующей женщины. Но еще она слышала, будто многие греки Красной Поляны и Лесного по молитве к Пресвятой Деве и после работы в пещере были «освобождены» от мобилизации. Ну как тут не пойти и не помолиться?

Решил я побывать в пещере, благо случай явился. Я был в сентябре в Лесном. Утром 18-го числа приходят ко мне две девушки, лет по 13—14, не более; одна русская — Меланья, дочь краснополянского жителя Григория Китакова, другая — гречанка Деспина Кешишова. Они, верно, узнали о моем прибытии стороной, но все-таки свой визит объяснили мне велением Богородицы, явившейся им еще 16 сентября и приказавшей пойти ко мне.

Бывали им видения во сне и раньше. Первое и главное — это что пещера святая, в ней чудотворная икона и что на сем месте был когда-то монастырь. Другие видения клонили девиц принять участие через широкое вещание в народе в восстановлении бывшего монастыря, привлечь народ и внимание начальства.

«Милые девочки, я ведь не начальник и не сильный в сем мире человек, да и в ваших видениях, простите, очень и очень сомневаюсь. Следовательно, ничем не могу помочь вам в осуществлении ваших фантазий, из которых вы думаете создавать воздушные замки». Так думалось. Но Бог с вами, поеду, раз еще дома я это надумал.

Собрались. Учитель К. Попандопуло, псаломщик Триандафилов, поселянин-грек Гонеов были моими спутниками. Девицы ушли вперед. Дорогою Гонеов вводил меня в подробности этой истории. Пещера, по его словам, была известна давно, но не пользовалась славою святыни. Мало ли здесь по горам всяких ям и пещер! Но вот один какой-то блаженный грек, человек нравственной жизни и небедный, Павел Шеп-оглы, стал чаще и чаще спускаться в пещеру. Работает там, молится. Заболел и был при смерти его сынишка, он окропил его пещерной водой, попоил — и малый жив. Посоветовал Павел еще какому-то болящему — помогло. Вскоре краснополянские Меланья и Деспина исчезли из дома. Два дня их искали, не нашли, а на третий те объявились, да не просто, а «с поручением от Самой Богородицы». Надо, мол, восстановить монастырь в пещере… С этих пор (с Троицына дня) и пошло.

— Если обитель восстановится и воссияет крест Господень, то будет славный конец войны и скорый; и будет наш Царь над всеми царями царь.

Пока Гонеов все это рассказывал, мы незаметно добрались до цели путешествия.

Путь к пещере
Путь к пещере

Переехав вброд Кудепсту и привязав в лесу лошадей, мы пешком поднялись в гору и оказались на порядочной высоте. Прямо против нас противоположный берег, представляющий срезанную отвесно гору до ста сажен высоты. Если бы посмотреть в того берега на наш, то и наш был бы ему подобен. Ряд на ряд нагромождены могучие напластования известняка с прослойками из глины и песчаника. На всей горе деревья, а по уступам и прослойкам — мелкий кустарник и морошка. Едва слышно, как внизу шумит мелкая Кудепста, погруженная в предвечернюю мглу; вершины же горы и мы еще греемся в лучах солнца. И не хочется идти туда, вниз, во мрак ущелья. Но некогда. Ожидавшие нас с утра Шеп-оглы с женой и другие греки стали спускаться по тропе с вершины горы к реке.

Сбоку горы идет дорожка. Местами она природная, а иногда замечаются и следы рук человеческих: отесанные каменные ступени и деревянные перила. Без них нельзя: неосторожный шаг, легкое головокружение — и поминай как звали! Глубоко, каменисто.

Нижний вход
Нижний вход

Перед входом в пещеру в отвесной скале образовалась природная площадка, углубленная в массив скалы, размером до 25 кв. сажен. А отсюда уже идет коридор со сводами, мало чем отличающийся от обыкновенного подвала, так его искусно устроила природа. Высота его 4 аршина, ширина 3, а длина 6 аршин. Над входом снаружи икона с зажженной свечой. Такие же иконы развешены и стоят на площадке и внутри пещеры. Везде горят свечи. Иконы, свечи, масло и деньги приносят посетители, которых здесь бывает очень много. По стенам и на сводах изображены свечами кресты и разные надписи по-гречески. Все это однообразно и неинтересно. Я попросил встретивших меня в пещере девиц указать икону, почитаемую за явленную. Обыкновенная икона, нарисованная плохим живописцем на дубовой доске, грубо обделанной. Размер ее 2—3 вершка. Не старинная. Такая, как делают в слободе Холуе (Владимирской губ.). Пред иконой горит лампада, за этим наблюдают и Павел, и девицы, одетые по-монашески. Они думают основаться в пещере навсегда — дневать и ночевать там, но пока опасаются грабителей и хулиганов.

В пещере
В пещере

Приносят в пещеру и деньги. Их раньше собирал Павел для образования основного фонда, но Божия Матерь, явившись в сонном видении девицам, запретила это, и теперь денег никто не собирает. Верно, одни кладут, а другие крадут.

Центр пещеры — круглая зала, в диаметре до 15 аршин; пол ее почти ровный, на сводах же видны всевозможные наросты и камни вроде сталактитовых образований. От «залы» идут разветвления, узкие, низкие, широкие.

«Алтарь» в пещере
«Алтарь» в пещере

В один из них ползком полез псаломщик в сопровождении Павла. Длинная труба эта, до 10 сажен, привела их с большим трудом опять в залу, но большего размера. Там опять иконы и свечи. По словам Павла, отсюда скрылся от врагов св. Феодор, и знак от копыт его коня хранится на камне. Псаломщик притащил много всяких костей, принес и черепки от старинной глиняной посуды.

Становилось поздно, и не было времени осмотреть все тайные коридоры и пещерки. Под ногами чувствовалась влажная почва; вода каплями сбегает с потолка; тяжелая атмосфера подвала. Захотелось на воздух. По желанию девочек я дорогой осмотрел еще одну пещеру тут же. Она похожа на склеп или алтарь с каменною выпуклостью посередине. Они называют ее кафедрою Богородицы. Над «кафедрой» в потолке — туф, а по их словам — митра. Тут же в уголке есть трещина в скале; говорят, это место, где скрылась Богоматерь от нашествия врагов и сокрыла всю ценную утварь обители. Богатая фантазия! «Если здесь воссияет крест, то скала раскроется и пред изумленными взорами людей предстанут все сокровища из злата и сребра».

Молебен Пресвятой Богородице
Молебен Пресвятой Богородице

Прощаясь с девицами, посвятившими себя воплощению идеи несбыточного, я спросил у них: зачем же они, собственно, меня звали сюда?

— А вы верите тому, что слышали и видели?

В глазах, чистых и широко уставленных на меня, были надежды, ожидание, страх и упрек. Что я мог сказать? Лучше помолчать. Жаль было рассеять иллюзию доверчивой и верующей отроковицы.

Слава девочек и пещеры растет. Каждый день стекаются сюда поклонники, по воскресным дням греческие священники служат молебны. 6 августа и 8 сентября собиралось народу до 300 человек и устраивался базар. Есть паломники из Сухума и Екатеринодара, не только простые мужички, но и интеллигенция.

У входа в пещеру. 2020 г.
У входа в пещеру. 2020 г.

Павел, девицы и мои спутники рассказывали о некоторых случаях исцелений от пещерной воды. Отслужил молебен один батюшка и стал здрав ногами. По молитве и вере все бывает.

Только грек Гонеов, тучно сидя в седле и обливаясь потом от неприятной дороги, сомнительно относился к этим рассказам и говорил с досадою:

— Не слушают меня, батюшка, в Лесном, говорю им, молитесь в своей новой церкви… Тут и поп, и литургия, а они все в пещеру да в пещеру за пять верст бегут.

Все тайное влечет к себе темную народную массу. Что здесь? И не хочется верить, что блажной Павел и простодушные девочки религиозным бесстыдством стали извлекать выгоды из верований темного люда и исканий его мятущейся души.

Священник Т. Сальников