Заслуги афонского старца Иеронима перед Отечеством

Ко дню преставления старца-духовника иеросхимонаха Иеронима Афонского (14 (27) ноября 1885 года) публикуем новую статью монаха Арсения (Святогорского), исследователя жизни и духовного наследия великого старца.

Вместо предисловия

«Россия многим обязана ему, ибо светильник сей хотя горел на Афоне, но сиянием своим озарял и земную свою отчизну». Так писал об иеросхимонахе Иерониме, старце-духовнике Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, А. Ф. Ковалевский, автор первого, краткого жизнеописания старца [1].

Краткое жизнеописание

Родился отец Иероним (в мiру Иван Павлович Соломенцов) в благочестивой купеческой семье в городе Старый Оскол Курской губернии. Годы его жизни 1805—1885. О себе он вспоминал, что детских и юношеских увлечений, свойственных возрасту, у него не было, напротив, с пяти лет появилось желание монашества. Церковь для него была единственным утешением. В шесть лет он уже мог пономарить, рано выучился читать, полюбил «Жития святых» и вскоре хорошо их знал.

За таковую любовь ко всему Божественному благодать Божия еще в детстве часто утешала его разными просвещениями, а в 23-летнем возрасте после особенно сильного приступа плотской брани, в котором была испытана его верность Богу, сошел на него с небес свет, подобный пламеню огненному, попалив в нем совершенно и навсегда помыслы и похотения ветхого человека. Сердце его исполнилось неизъяснимой радости, весь он обновился духом, даже тело стало необыкновенно легким и подвижным.

Однажды в болезни явился ему апостол Иоанн Богослов, исцелил его и сказал, что сверх того получит он от Бога дар слова и рассуждения. В другой раз, также в болезни безысходной, углубился он в молитву Иисусову, чтобы так, с молитвой, отойти ко Господу. Ему явилась Матерь Божия вместе с апостолом Иоанном Богословом и исцелила его.

От юности он был хорошо знаком с учением отцов-мистиков об умном делании, любил молитву Иисусову и имел большое влечение к безмолвию. При себе он всегда имел друга единомысленного для откровения помыслов. Таким образом еще в мiру отец Иероним получил от Бога старческие дарования — чистоту сердечную, рассуждение и молитву. Конечно, такое его духовное устроение не могло оставаться незамеченным для окружающих: к нему стали обращаться за советом еще в то время, когда он жил в родительском доме. А один архиерей полюбил его и, возлагая на него большие надежды, сказал: «Мы тебя далеко поведем».

На Афон будущий старец прибыл мiрянином в 1836 году. По благословению общего духовника русских святогорцев отца Арсения поселился на келлии с двумя учениками, приняв монашеское пострижение. Послушание отцу Арсению укрепило и еще больше развило в нем благодатные дарования, и через четыре года он уже был духовником в Русском монастыре. Поначалу, пока здесь братство у него было немногочисленно, он особенно много занимался молитвой Иисусовой и других приучал, отчего посещала его особая благодать, так что и лицо его изменялось, выражая торжество и веселие духовное, и походка была необычной. Он имел непрестанную внутреннюю молитву самодвижную, чистую пред Богом совесть, и это давало ему возможность всегда следовать воле Божией и других руководить безошибочно. А. А. Дмитриевский (профессор Киевской духовной академии, автор книги «Русские на Афоне») назвал его «русским самородком».

Прежде чем говорить о деятельности отца Иеронима, необходимо кратко сказать о положении монашества как в отечестве, так и на Афоне.

Монашество на Руси

Первоначальником русского монашества, несмотря на то что на Руси после ее крещения в 988 году уже были и монастыри, и монахи, считается преподобный Антоний Киево-Печерский, выходец с Афона, основавший в 1051 году Киево-Печерскую лавру. С благословения афонских старцев преподобный в пределах киевских устроил монашеское общежитие на основе старчества и послушания, как главных условиях благодатного подвижничества. Он явился первым богодухновенным вождем русского монашества, искушенным во многих мысленных бранех, способным оказать помощь и другим искушаемым.

Значение старчества для истинной монашеской жизни настолько велико, что преподобные отцы отождествляли отношение учеников к духовному отцу с отношением апостолов ко Христу: «Путь, егоже шествуеши, апостольский е, и якоже они благоговеинство имяху к Господу нашему Иисусу Христу, тако бо и мы къждо к своему отцу должны есмы имети, единою своего хотения отрекшеся, якоже то Сам Господь нас научи, снидох с небесе, рече: “Не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца” (Ин. 6, 38)» [2]. Отец Иероним впоследствии наставлял свою братию: «Отцам и братиям в строгую обязанность поставляется, чтобы твердо и неизменно хранить старчество, ибо старчество установлено примером Самого Господа нашего Иисуса Христа и оно есть основание нашего монашеского жития» [3].

Монастыри, созданные в традиции Киево-Печерской обители, стали духовными центрами тех земель, где находились: они несли местным жителям духовное просвещение, приобщали их к практике высокой духовной жизни, показывая пример подвижничества во Христе.

В 1240 году Батыем была разорена Киево-Печерская обитель, прекратили свое существование и другие монастыри, вновь не стало на Руси преемственно передаваемой из поколения в поколение старческой благодати. Только в XIV веке в пределах Северо-Восточной Руси преподобным Сергием Радонежским было возрождено общежитие. Около ста лет прошло от падения обители Антониевой до начала обители Сергиевой, которая также становится центром духовности и рассадником общежительной традиции. Учениками преподобного Сергия было устроено на Руси множество монастырей, правильно организованная жизнь которых стала оказывать влияние на духовную, культурную и хозяйственную жизнь окрестного населения. После расцвета монашества в  XIV—XV веках вновь наступил период духовного застоя. Вместо умного делания, очищающего сердце от страстей, настало время внешних подвигов, время железных цепей и тяжелых вериг.

Реформы

Реформы Петра I в XVIII веке вовсе привели монастыри и монашество в жалкое состояние. О старчестве в то время не могло быть и речи.

В это время Господь воздвигает преподобного Паисия Величковского, также бывшего афонского подвижника. В Нямецком монастыре преподобный Паисий возродил общежитие, умную молитву, ежедневное откровение помыслов, чтение и переписку книг. Плоды его деятельности для России, Молдавии и Румынии неоценимы, что видно на примере Оптиной и Глинской пустынь и других монастырей, основанных учениками преподобного Паисия и просиявших в XIX веке, уже после его смерти, последовавшей в 1794 году.

В том же XIX веке на Афоне прославилась и Русская обитель святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Монашество на Афоне

Следует отметить, что судьбы русских святогорцев всегда были тесно связаны с положением дел на родине. Со времен Антониевых, когда на Руси быстро распространялось благочестие, стало увеличиваться и число монахов на Афоне, так что первоначальная их обитель Богородицы Ксилургу вскоре стала тесной. В 1169 году русским был передан монастырь святого великомученика Пантелеимона, который тогда назывался обителью Фессалоникийца (теперь это Старый нагорный Русик). В период междоусобных войн русских князей пособие на монастырь стало оскудевать, а с началом татарского нашествия —карой Божией за вражду — монастырь и вовсе был обречен на исчезновение. Сохранил же он свое существование благодаря покровительству сербских князей, и жили здесь в тот длительный период преимущественно сербы.

В конце XVII века турецкие власти увеличили налоги с монастырей, поэтому из-за недостатка средств многие обители вынуждены были перейти на устав особножительный (идиоритм), каждый насельник должен был содержать сам себя за счет рукоделия. Русик оставался общежительным. Но из-за нарушения связей с Россией по причине реформ там и русско-турецких войн в монастыре в 1735 году умер последний русский монах, обитель полностью перешла в руки греков, которые сразу же ввели идиоритм. Около 1770 года они переселились на монастырскую пристань, образовался так называемый Новый прибрежный Русик. Чтобы не допустить окончательного разорения монастыря, Патриарх Каллиник повелел возобновить общежитие. Игуменом Саввой это было исполнено, монастырь стал образцовым, но промыслительно бедным, что понудило греческих старцев пригласить русских на совместное жительство, с тем чтобы получить помощь от России. Отец Иероним полностью и с избытком оправдал их надежды.

Начало деятельности

Заботами отца Иеронима обитель скоро вышла из материального кризиса. Но замыслы старца выходили далеко за пределы одного только материального благополучия и даже спасения своего только братства. Он хотел приобщить как можно больше русского народа к афонской благодати.

В 1841 году отец Иероним обратился за помощью к соотечественникам. На родину стали посылаться иноки по сбору милостыни, началась переписка, на Святую Гору потянулись паломники. Они пленялись внутренним благоустройством Пантелеимонова монастыря, а более всего душеспасительной беседой и богомудрыми словами его духовника — отца Иеронима, много жертвовали ему на пользу святой обители, часто сами в ней оставались и оканчивали в подвигах иноческих земную жизнь. Одним из таких паломников был Михаил Иванович Сушкин из рода богатых тульских купцов, прибывший на Афон в 1851 году, — будущий игумен Русика схиархимандрит Макарий. Возвращаясь на родину, посетители Афона везли с собой свои впечатления, и таким образом с 1840-х годов стало сказываться влияние обители на Россию.

В 1845 году Афон посетил великий князь Константин Николаевич. Это посещение считается значимым не только потому, что оно возвысило авторитет монастыря среди греков, а потому еще, что было обращено внимание на обитель наших соотечественников в России. Императорский Дом проявил самое живое участие в судьбе русской братии на Афоне. Высочайшее внимание способствовало возобновлению регулярного паломничества, потекли пожертвования благодетелей. Благотворители были из разных сословий и со всех концов России. На милостыню, поданную ими, удалось начать выплату старых долгов, построить Покровский собор с корпусом братских келлий и даже приступить к издательской деятельности.

Обильный поток благодатных исцелений и духовной радости, явленных от святых мощей угодника Божия Пантелеимона во время пребывания афонских святынь в России, послужил как бы новым звеном невидимой связи благословенного царства Российского со святым Афоном и засвидетельствовал о Русском монастыре как о месте особого благодатного покровительства Господа и Пречистой Его Матери над подвизающимися там русскими монахами. Российское общество всколыхнулось интересом к обители святого Пантелеимона. Множество лиц купеческого звания захотели лично принять благословение и получить отеческое наставление из уст русского духовника Иероним — также выходца из купеческого сословия, слава о высоте духовной жизни которого и благодатном даре рассуждения все шире стала извещаться по всей Русской земле.

У отца Иероним был особый дар от Бога воздействовать на людей, покорять и подчинять их себе в духе любви, и это давало ему возможность расположить к себе и установить деловые связи с деятельными людьми, собрать вокруг себя даровитых помощников в управлении обителью, развивая их способности в нужном направлении для служения Церкви. Первым из таковых был отец Макарий.

Русский игумен

Между тем положение русских в монастыре оставалось непрочным и приниженным. Греки и не думали признавать их за равных. Отец Иероним, словно ничего не замечая, продолжал вкладывать огромные средства на благоустройство обители к удивлению и недоумению многих.

В 1874 году началось возмущение греческого братства против русских, чтобы окончательно сделать их безправными или вовсе изгнать с Афона, и длился этот скорбный процесс почти два года.

Отец Иероним имел непоколебимую веру в Промысл Божий. Он нимало не сомневался, что искушение это попущено Самим Богом, чтобы явить Свое славное заступление и покровительство. «Не явись наружу зло, не явилось бы добро», — говорил он. Он не терял надежды, что Господь поможет русской братии удержать за собой монастырь — древнее достояние русских монахов, не лишит боголюбцев из России приюта на Святой Горе, и сделал для этого все возможное. Господь не посрамил упования старца. Процесс обернулся в пользу русских, а отец Макарий, бывший в мiру помощником отца по торговле, стал игуменом с необыкновенными административными способностями в сочетании с духовным рассуждением, что получил он от Бога за послушание отцу Иерониму. С тех пор русские паломники всегда с благодарностью вспоминают старцев Иеронима и Макария.

Большая семья

После смерти старца Арсения в 1846 году отец Иероним был признан всеми за общего духовника русских святогорцев. Будучи убежденным сторонником общежития, он поддерживал и истинных безмовников, благословлял селиться на келлиях и каливах. Всем им он оказывал материальную помощь. Для бедных келлиотов и сиромахов, теснимых греками, он устроил пустынный скит Новая Фиваида, который полностью содержался за счет монастыря. Особое внимание старец оказывал достигшим молитвы неразвлекательной, таковым доставлялось с нарочным все необходимое для их жизни.

Таким образом милостыня, текущая из России, распределялась для всех афонитов, от которых шла общая мощная молитва за родное отечество. Оказывая им помощь и защиту, Русский монастырь, как самостоятельная единица, встал во главе всех русских святогорцев, а отца Макария по праву стали именовать их общим игуменом.

Пантелеимонова обитель. Литография начала XX века
Пантелеимонова обитель. Литография начала XX века

Славная обитель

Отец Иероним говорил, что благодетели наши и жертвователи становятся родными для обители, как бы участниками в жизни ее насельников, поэтому и заботился о них старец атак же с любовью, как и о своих братиях. Для паломников из России обитель стала надежным пристанищем на Святой Горе. Безплатное пребывание, готовая трапеза, покой в гостиницах, неукоснительное поминовение имен жертвователей, благолепие церковных служб, образцовый монастырский распорядок, духовное окормление у старцев — все это полностью удовлетворяло духовные запросы православного народа.

С открытием Ново-Афонского монастыря на Кавказе те из российских граждан, которые не могли попасть на Святую Гору, посещали обитель Ново-Афонскую, где соблюдались традиции и устав Старого Афона.

Такое же значение имели и подворья, открытые в Москве, Одессе, Константинополе и Петербурге. Кроме того, подворья одесское и константинопольское служили пристанищем и приютом для русских путешественников, едущих по святым местам Востока — в Иерусалим и на Афон.

Издательская деятельность в монастыре началась почти сразу с приходом сюда отца Иеронима. Провидя ее успех и благотворность, старец не щадил для нее ни трудов, ни расходов. О том, какого размаха издательская деятельность достигла, свидетельствуют слова обер-прокурора Святейшего Синода, сказанные уже после смерти старцев: «Ни одна обитель не издает столько книг, как ваша, за что мы и уважаем ее».

Обителью ежегодно распространялось безплатно 300 тысяч экземпляров брошюр религиозно-нравственного содержания и около 2 миллионов листков. Монастырский журнал «Душеполезный собеседник» при крайней своей дешевизне был доступен всем, кроме того, 15—20 тысяч экземпляров ежемесячно раздавалось и высылалось по всей России.

Старцы Пантелеимонова монастыря также постоянно посылали во многие губернии отечества вспомоществование на нужды духовных учебных заведений. Русской духовной миссии в Японии, кроме высылки икон, картин и крестиков, всегда оказывалась денежная помощь, достигавшая 6 тысяч рублей, равно как и Алтайской миссии. Оказывалось вспомоществование Русской духовной миссии в Иерусалиме при постройках на Елеоне.

Такая всесторонняя и далеко не полностью здесь описанная деятельность старцев привела к тому, что обитель стала известной во всех слоях российского общества, получила официальное признание в правительственных и церковных кругах.

Один из почитателей Афона — митрополит Антоний (Храповицкий) отмечал, что святой великомученик Пантелеимон прославился дважды. Первый раз — в святых и чудотворных страданиях, а второй раз в подвигах своих слуг — афонской братии «славной Русской обители Пантелеимоновой, которая своею истинно монашеской жизнью стала известна во всем православном мiре, а наипаче на земле Русской», где день памяти святого великомученика «стал праздником почти во всяком храме» [4].

Даже Патриарх Константинопольский, отдавая должное почтение русским старцам, повелевал Протату и прочим монастырям не принимать на монашество и не рукополагать в священный сан приходящих из России без письменного свидетельства в их благонадежности от игумена Русского монастыря.

Заключение

Громадная работа была проделана русскими святогорцами совместно с русским народом под руководством старцев Иеронима и Макария по созданию материальных и духовных ценностей Русского Пантелеимонова монастыря. Обитель стала близка и дорога православному русскому народу, на средства и при участии которого была выстроена большая часть зданий, приобретена церковная утварь, собрана богатая ризница, библиотека и пр.

Под руководством этих двух столпов русского монашества на Афоне установился образцовый общежительный порядок, ежедневно совершалось до 15 литургий по разным храмам и параклисам, обитель принимала громадное число паломников. Уже при жизни старцев сформировался в основном архитектурный облик монастыря.

И все это совершилось в то время, когда православное монашество, по словам отца Иеронима, было притесняемо и гонимо «безбожным духовом времени», когда в России оно было «заклеймено именами тунеядства, пьяного развратного класса и непотребного общества». «Покойный Муравьев говорил и писал, что у нас, то есть в России, стремятся стереть монашество с лица земли. Такой отзыв о состоянии духа современного общества в России подтверждает вышесказанное о нем, что оно не терпит монашества и желает избавиться от него, как от противоположного ему и всегда безпокоящего его общества. И вследствие этого оно старается уронить честь монашества пред народом и вовсе омерзить его пред ним, дабы таким образом охладить или вовсе уничтожить охоту в народе к поступлению в монашество. Разумеется, что это измышление самого сатаны. Но Господь Сам имиже весть судьбами разрушит это диавольское ухищрение» [5]. В то время как в российское общество под влиянием Запада все больше проникали идеи, чуждые православию, когда боголюбивое народное сердце все чаще и чаще оставалось духовно неудовлетворенным, Пантелеимонова обитель стала светом мiру. Таким образом, афонские старцы Иероним и Макарий так же послужили своему отечеству в XIX веке, как преподобные отцы Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Паисий Величковский.

  1. Ковалевский А. Ф. Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Афонской Горе Пантелеимонова монастыря и его присный ученик игумен священноархимандрит Макарий. М., 2019. С. 61.
  2. Монаха Григория житие преподобного Ромила // Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1900. Вып. 136. С. 28.
  3. Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2012. С. 177.
  4. Из писем митрополита Антония 1898—1900 годов.
  5. Духовное наследие… С. 156—158.

Монах Арсений (Святогорский)