Понедельник первой седмицы Великого поста

Вчера во Всехсвятском храме подворья по традиции совершили чин прощения — настоятель игумен Петр, отцы и братия, все молящиеся в храме после отпуста вечернего богослужения испрашивали прощения друг у друга, вступая на спасительное поприще Великого поста, святой Четыредесятницы. В чем именно состоит сущность поста, Церковь разъясняет в своих поучениях и песнопениях. Среди них особенно выразительна стихира, которая поется в понедельник первой великопостной седмицы: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный».
Вот что такое истинный пост — это не только воздержание в пище, но прежде всего «злых отчуждение», то есть удержания себя от зла, отчуждение от себя всякого зла. Чтобы соблюсти пост истинный и благоприятный Богу, необходимо воздержание языка — нужно ответственно относиться к слову, избегать «слова праздного» (Мф. 12, 36): «От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися», — сказано в святом Евангелии (Мф. 12, 37). Ярости отложение — это стяжание духа мирна, о котором наставляет нас преподобный Серафим Саровский: не гневаться, не раздражаться на ближнего, с Божией помощью держаться мирного внутреннего устроения. Отчуждаться оглаголания — значит, не наговаривать ни на кого, не клеветать, не участвовать во лжи, поскольку, по Евангелию, ложь и отец лжи — это сам диавол (см.: Ин. 8, 44). Далее, требуется убегать плотских похотей, телесного невоздержания, отчуждаться лжи и клятвопреступления. Мы дали клятвенное обещание в Таинстве Крещения сочетаться со Христом и следовать Его заповедям, и если не соблюли обещанного, то нужно в этом каяться, поскольку именно в нарушении обетов, данных при крещении, и заключается клятвопреступление.
Так и святитель Иннокентий Херсонский наставляет: «Кто хочет быть свободным от грехов, для того надобно непрестанно удерживать себя от зла и принуждать к добру, так же, как постящиеся воздерживают себя от пищи и понуждают к богомыслию. Сие-то воздержание от страстей и пороков, по учению Церкви, составляет пост истинный и благоприятный Господу… Когда мы сделаемся в мыслях чище и целомудреннее, в словах правдивее и назидательнее, в нравах кротче и великодушнее, в делах справедливее и благотворнее, то цель поста сим самым при помощи благодати Божией будет в нас уже достигнута, — сначала, конечно, слабо и несовершенно, а потом — более и совершеннее, доколе не сделаемся во всех отношениях таковыми, каковым должно быть последователям Христовым».
«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься…» — воспевает Церковь, настраивая душу на покаяние, сердечное сокрушение о грехах, «злых отчуждение».

В храме Всехсвятского подворья сегодня, в понедельник, вечером совершили великое повечерие с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского. На первой седмице Великого поста этот канон, который содержит 250 тропарей, разделенный на четыре части, читается с понедельника по четверг.
Великий покаянный канон называют «сокровенной беседой с собственной душой». Он изобилует образами, событиями, примерами из Священного Писания, весь посвящен теме покаяния, восхождению от греха к примирению с Богом.