Историко-культурное значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства

Статья Дениса Серенко посвящена Свято-Николаевскому православному братству, которое совершало свое служение при храме во имя святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне Сочи. Период самой активной деятельности братства пришелся на годы Первой мiровой войны, когда любовь к Богу и ближнему братчиков проявилась в многочисленных делах милосердия и благотворительности, православного просвещения, помощи нуждающимся в ней.

Всех почитайте, братство любите,
Бога бойтесь, царя чтите.
1 Пет. 2: 17

Будучи неотъемлемой частью идеологии советского государства, руководствуясь которой, политическая элита СССР формировала основы воспитания и образования «человека труда», атеизм породил множество «белых пятен» и «фигур умолчания» в истории России XX века.Актуальной задачей для современных исследователей становится сегодня выявление забытых страниц — событий и имен нашей истории, без которых целостное представление об ушедшей эпохе будет неполноценным и ограниченным в ее объективном осмыслении.
Вне поля исследований исторической науки осталось Сочинское Свято-Николаевское братство, его организаторы и участники, утрачен одноименный братству храм на Хлудовской стороне Сочи.

Вид на Сочи с Хлудовской стороны. Дореволюционная фотография
Вид на Сочи с Хлудовской стороны. Дореволюционная фотография

Духовно-нравственные основы народного самосознания, культура и традиции Российского государства остаются непреложными, несмотря на изменения политических и социальных условий жизни народа. С утратой этих основ жизни мы рискуем потерять свою идентичность и превратиться в биологический материал для различных опытов и экспериментов.
Православные братства, как один из видов самоорганизации людей для сохранения своей религиозной и культурной идентичности, а также просветительной и благотворительной деятельности в различные периоды истории России отвечали на разные внешние и внутренние вызовы государственной и общественной жизни русского народа. Этим обусловлен интерес к изучению православных братств, одним из которых является Свято-Николаевское братство, основанное литератором Павлом Амплиевичем Россиевым в Сочи.

Сочинское Свято-Николаевское братство было организовано в декабре 1913 года при храме святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне (на земле бывших имений В. А. Хлудова), освященном в мае 1914 года [см.: 7; 2].
П. А. Россиев стал бессменным председателем совета братства, а священник Евгений Ивановский — его секретарем. В состав братства вошли как простые люди, так и именитые сочинцы, такие, как, например, начальник Сочинского округа Ф. И. Яников, устроительница первой сочинской больницы М. Н. Зиновьева, Е. А. Кушлянский и другие неравнодушные жители города. Деятельность братства становится весьма обширной и разносторонней — от служения делу народного просвещения до благотворительности и борьбы за трезвость. С начала Первой мiровой войны братчики собирают средства для помощи малоимущим семьям офицеров и солдат, убывших на фронт, отправляют на фронт необходимое вещевое имущество и денежные средства, собранные ими, помогают обустройству лазаретов для прибывших с фронта раненых офицеров и солдат [см.: 5, с. 39].

Священник Евгений Ивановский
Священник Евгений Ивановский

 

Письмо причта Свято-Николаевской церкви в канцелярию Сочинского лесничества, подписанное священником Евгением Ивановским и Павлом Россиевым. СГА. Ф. 10, оп. 1, д. 172, л. 9
Письмо причта Свято-Николаевской церкви в канцелярию Сочинского лесничества, подписанное священником Евгением Ивановским и Павлом Россиевым. СГА. Ф. 10, оп. 1, д. 172, л. 9

Следует отметить, что обширная деятельность Сочинского Свято-Николаевского братства была известна далеко за пределами Сочи. В 1915 году почетным членом братства становится обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер. В 1916 году указом последнего Российского самодержца императора Николая Александровича Романова храм братства во имя святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне получает статус самостоятельного прихода с назначением причта «из священника и псаломщика» и жалования ему из казны [см.: 6]. Эти исторические факты свидетельствуют о признании деятельности сочинского братства на высоком государственном уровне.
В России наиболее ответственные люди накануне исторических потрясений объединялись в братства не только для того, чтобы выжить, но ставили для себя ключевой задачей сохранить духовные основы жизни своего народа. Целью православных братств была не столько трудовая деятельность и оказание социальной помощи нуждающимся, сколько формирование и сохранение целостного образа православной личности через духовное просвещение людей.
В качестве главной задачи своего существования Сочинское Свято-Николаевское братство считало сохранение чистоты православной веры и народной традиции перед вызовами революционных перемен, сектантства и нигилизма, усиливавшихся в обществе того времени. Председатель совета братства видел его социальное и миссионерское служение основными средствами борьбы за души людей, погружавшихся в сумерки материалистических теорий и учений. Россиев писал: «Наша задача — поднять в умах добрую работу мысли во имя изучения и любви к России, во имя преданности Царю и вере наших отцов и прадедов…» [3, с. 3]
В декабре 1914 года начинается издание журнала «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», главным редактором которого становится П. А. Россиев. В октябре 1916 года усердием братства на старой базарной площади (ныне улица Поярко) открывается первая на побережье часовня-книжница в помощь распространению религиозно-нравственной и научно-образовательной литературы, для книжной торговли братства. Освящает часовню отец Евгений Ивановский в сослужении священников собора Архангела Михаила, после чего Павел Россиев произносит речь о важности и значении книжного дела и просвещения в целом. Вместе с отцом Евгением Ивановским Павел Россиев принимал участие и в открытии грузинской библиотеки, где им также была произнесена речь о пользе и значении этого события [см.: 5, с. 39].

Архитектурный проект братской часовни-книжницы
Архитектурный проект братской часовни-книжницы

Значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства трудно переоценить. Его просветительная работа и благотворительное служение вполне отображены в журнале «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», издававшемся братством один-два раза в месяц с декабря 1914 года. Темы публикаций этого журнала остаются актуальными и сегодня, они лишены сугубо идеалистического восприятия церковной жизни, будучи не только благоповествовательными, но и на «злобу дня». Годовые комплекты номеров «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства» (1914—1916) сохранились в фондах Российской национальной библиотеки (РНБ). В журнале описываются все значимые исторические события становления и деятельности братства.

Первый номер «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства»
Первый номер «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства»

Нет никакого сомнения в том, что братство было делом необходимым в Сочи тех лет и труды его досточтимых участников еще найдут свое место в исторической памяти сочинцев.
Конечно же, особо следует вспомнить о бессменном председателе совета Сочинского Свято-Николаевского братства — Павле Амплиевиче Россиеве, который отдал делу братства все свои силы и остался верен ему даже до смерти (в сентябре 1920 года П. А. Россиев был арестован в Сочи «советской властью» по обвинению в редактировании статей контрреволюционного характера и 12 октября того же года Черноморским ЧК приговорен к расстрелу).
Павлу Россиеву приходили многие благодарственные письма и от военных чинов с фронта, и от епископата, управлявшего Сухумской епархией, и от светских лиц разного звания. Однако главным свидетельством христианского достоинства и активной социальной позиции Россиева стало его участие как мирянина от Сухумской епархии в Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 годов. Известно, что на этом соборе после весьма длительного перерыва — Синодального периода — вновь избирается Патриарх всея Руси Тихон (Белавин). Участие в Поместном соборе — это большая честь, и случайным людям ее оказать не могли. Кроме того, имя Павла Россиева известно в числе участников Русского Церковного собора 1919 года на Ставрополье [см.: 8]. На этом соборе была учреждена Кубанская епархия Русской Православной Церкви.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать, что всестороннее изучение истории существования Сочинского Свято-Николаевского братства, жизненного пути его участников как части духовного и культурного наследия России важно для настоящих и будущих поколений нашего народа как пример для формирования духовно-нравственных качеств человеческой личности, необходимых для созидательной жизни российского общества.
Если говорить сегодня о некоем возрождении братства или создании подобной организации — преемника Сочинского Свято-Николаевского братства по духу и деятельности, то прежде всего следует избегать какой-либо профанации и помнить о нижеследующем: «Архиерейский собор Русской  Православной Церкви в 1994 году, а затем и в 1997 году постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода… (Это было вызвано крайней политизацией, а также раскольническими настроениями некоторых братств. — Д. С.) И все же такие формы православной жизни, как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только “сверху”. Их основа — всегда существующие живые люди, верующие в Бога и Церковь и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение. Но это желание не должно быть только эмоциональным. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства» [1].

Устав Свято-Николаевского братства. Вестник Грузинского экзархата. 1914. № 6
Устав Свято-Николаевского братства. Вестник Грузинского экзархата. 1914. № 6

Павел Россиев писал: «Политика никоим образом не коснется деятельности братства, поэтому оно имеет возможность объединить людей политически разномыслящих, лишь бы они сочувствовали и готовы были помочь словом и делом тому, что братство избрало своей целью и чего оно хочет достичь по уставу… Братство никоим образом не будет заниматься политикой; мы это заявляли и заявляем опять, и пусть не приближается к братству тот, кто не может отказаться от политики и способен разжигать человеческие страсти. Вне политики братство с радостью встретит каждого»[4, с. 3; 3, с. 3].

Денис Серенко
(город Сочи)

 Источники 

  1. Копировский А. Еще об истории православных братств // Православная община. М., 1997. № 37. https://pravoslavnaya-obshina.ru/ebook/PO_n37.pdf
  2. Освящение храма во имя свт. Николая на Хлудовской стороне // Сочинский листок. Сочи, 1914. № 404. 6 мая. С. 3.
  3. Россиев П. А. Св.-Николаевское братство // Сочинский листок. Сочи, 1913. № 286. 1 дек. С. 3—4.
  4. Россиев П. А. Св.-Николаевское братство в Сочи: Открытое письмо жителям Сочи и Сочинского округа // Сочинский листок. Сочи, 1913. № 275. 17 нояб. С. 2—3.
  5. Серенко Д. С. Павел Россиев в судьбах Сочи начала XX в.: У истоков социальной и культурной жизни города // Сочинский краевед. Сочи, 2019. С. 38—41.
  6. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Св. Правительствующего Синода Грузино-Имеретинской Св. Синода конторе об открытии прихода при Николаевской церкви пос. Сочи // Вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1916. № 7. 1 апр. С. 196—197.
  7. Учредительное собрание Св.-Николаевского братства в Сочи // Там же. 1914. № 6. 15 марта. С. 219—223.
  8. Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г. / Сб. док. под ред. Ю. А. Бирюковой. М., 2018. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/yugo-vostochnyj-russkij-tserkovnyj-sobor-1919-g/5_4