Кондак на Богоявление преподобного Романа Сладкопевца, его же святая икона пребывает в нашем храме

В нашем Всехвятском храме есть икона преподобного Романа Сладкопевца, не так давно написанная. Она помещена на клиросе в молитвенную помощь и поддержку церковным певчим. Преподобный Роман Сладкопевец (V—VI века) — один из величайших гимнографов византийского мiра, творец кондаков — церковных поэм, состоящих из короткой строфы-вступления, проимиона, и ряда строф-икосов. Преподобный Роман составил на Господские праздники и дни памяти различных святых около тысячи кондаков, в их числе кондак на святое Богоявление.

 

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.

Икосы

1) В Галилее языческой, в Завулонской стране и в земле Неффалимской, как сказал пророк, возсиял свет великий, Христос; сущим во тьме явилась светлая заря возсиявающая из Вифлеема, особенно же — из Марии Господь; Солнце правды простирает лучи свои по всей вселенной. Посему, обнаженные чада Адама, приидите все; облечемся в Него (Христа), чтобы нам согреться; ибо покровом для нагих и сиянием для омраченных пришел, явился Ты, Свет неприступный.

2) Не презрел Бог окраденного лестию в раю, и погубившего богозданное одеяние; ибо опять с высоты пришел священный глас, призывающий первозданного: «Где ты, Адам? Нимало не скрывайся от Меня; Я хочу тебя видеть, хотя ты наг и хотя беден; не постыдись, ибо Я тебе уподобился. Сам ты, желая (быть богом); не сделался Богом, а Я ныне, восхотевши, воспринял на Себя плоть. Итак, приблизься (ко Мне) и познай, чтобы сказать: пришел, явился Ты, Свет неприступный».

3) «Как Милосердый, Я склонился Моею любовию к тебе, и пришел к (Своему) созданию, простирая руки, чтобы обнять тебя. Не стыдись Меня; ибо для тебя обнаженного Я (Сам) обнажаюсь, и крещаюся. Видя Меня, Иордан разделяется и Иоанн уготовляет пути Мои в водах и помышлениях (человеческих)». Это Спаситель не словами, но делами высказал человеку. Пришел, как сказал, приближаясь к реке (Своими) стопами, между тем Предтече (Своему являясь) Светом неприступным.

4) Иоанн, видя в пустыне реку, в пещи росу, и от Девы дождь, во Иордане — Христа, был поражен страхом, подобно как отец его убоялся (архангела) Гавриила. Но гораздо большее совершалось в то время, когда Господь ангелов пришел к рабу, желая креститься. Посему Креститель, познавши Творца, и сопоставив с Ним себя самого, сказал в ужасе: «Остановись Искупитель, — довольно для меня до сего, я знаю, кто Ты, — Свет неприступный».

5) «Если совершу я, Спаситель, то, что Ты мне повелеваешь, я вознесу мой рог, но вместе с тем я немощен пред тем, что выше силы моей. Я знаю, кто я2, и что Ты такое — мне не неизвестно, ибо от чрева (матери) я знаю Тебя. Как я могу не узнать Тебя, ныне являющегося, видевши Которого (прежде) сокровенным, (сам) быв сокровен (во утробе матери), взыграл я от радости? Итак, удержись, Спаситель, и не затрудняй меня: довольно, что я сподобился Тебя видеть; хорошо для меня, если Ты скажешь, что я Предтеча (Твой); ибо Ты Свет неприступный».

6) «Уступить Тебе должность крестителя я желаю, ибо она Тебе прилична. Ибо я (сам) имею нужду креститься от Тебя. Ты же пришел ко мне, и предваряя (меня) требуешь (того же самого), о чем я желаю просить Тебя. Чего Ты ищешь от человека, Человеколюбче? Для чего подклоняешь главу под руку мою? Ибо она (рука) не может держать огня, не умела (она) бедная давать взаймы богачу, – слабая с сильным бороться. Ты грешникам, так как они имеют нужду, будешь полезен; ибо Ты Свет неприступный».

7) «Для чего Ты пришел к водам? Что хощешь омыть, или — какие беззакония, — Ты, зачатый и рожденный без греха? Но Ты пришел ко мне; небо и земля свидетельствуют, если я ошибаюсь. Ты говоришь мне: крести Меня; но свыше ангелы наблюдают, так что скажут: познай себя самого, чтобы не переступить Тебе чего-нибудь. Итак, как сказал Моисей, Спаситель, — избери другого на то самое, чего требуешь от меня; Ты больше меня, и я устрашился; умоляю Тебя, (скажи), как я могу крестить Тебя, Свет неприступный?»

8) Всесозерцающий, видя страх Предтечи, отвечал ему: «Хорошо, Иоанн, хорошо, что ты благоговеешь предо Мною; однако оставь (это) теперь; ибо так надобно исполнить, что Я предопределил; оставь теперь, и совершенно прогони от себя этот страх: ты должен Мне послужить, и тебе следует ныне исполнить сие (служение). Я прежде послал Гавриила, и он хорошо послужил при твоем рождении: и ты пошли Мне руку (свою), подобно как ангела, для крещения Света неприступного».

9) «Ныне ты убоялся, Креститель, и ужаснулся сего деяния, как великого, — и подлинно великого: но более сего видела сродница твоя. Воззри на Мариам, и помысли, как Она Меня носила. Без сомнения, ты скажешь Мне: тогда Ты восхотел. Подлинно — и теперь Я хочу; не сомневайся, крести Меня, простри Мне только десницу (твою). Я объемлю дух твой, и обладаю всем тобою: как же ты не дашь Мне руки своей? Я в тебе и вне тебя; зачем от Меня бежишь? Стань, и держи Свет неприступный».

10) «Я не прошу тебя, Креститель, преступать правила, я не говорю тебе: скажи Мне, с кем ты говоришь беззаконными и утешаешь грешных, только крести Меня молча, ожидая, что будет от крещения. Ибо ты чрез него получишь такую честь, какой не имели и ангелы; ибо сделаю тебя больше всех пророков3. Из них же никто в яве Меня не видал, а только в образах, сенях и снах; ныне ты видишь по воле (Божией) пред тобою стоящего и удерживаешь Свет неприступный».

11) «Ты прежде сделай, что говоришь, и исполни, что слышишь; ты этим ничего не засвидетельствуешь, ибо у Меня есть верный Свидетель на небесах, твоего свидетельства сей предстоящий народ, как тебе подобный, не принимает; пусть с небеси они научаются, кто Я и какого рода, что хочу Я даровать возлюбленным Моим. Я отверзаю небеса, низвожу Духа (Святого), подаю им сие в залог (жизни вечной). Посему приблизься и ты, дабы узнать, откуда сияет Свет неприступный».

12) Услышав сии неизреченные и страшные слова рожденный от неплодной говорит Рожденному от Девы: «если еще скажу, не прогневайся на меня, Искупитель: ибо совершенная необходимость заставляет меня смело говорить много. Что, в самом деле, Спаситель, – как скоро они Тебя узнают, не подвергнусь ли я опасности, с бедною рукою (своею), быть ввержену в оную (Халдейскую) пещь. Но и Оза некогда протянул руку, чтобы поддержать кивот (завета), и пал мертвым: как же меня, держащего главу Бога моего, не сожжет сей Свет неприступный!»

13) «Креститель и совопросник! Приготовяйся тотчас теперь не на противоречие, но к служению. Ибо, вот, ты увидишь, что Я делаю: здесь пред тобою Я живописую радостный и светлый образ Моей церкви, даруя деснице твоей силу, которую после сего передам Я рукам (Моих) учеников и иереев. Показую тебе явно Святаго Духа, и заставляю тебя слушать глас Отца (Моего), свидетельствующий обо Мне, что Я истинный Сын Его, и вопиющий: Сей есть Свет неприступный».

14) После сих страшных (слов) сын Захарии воскликнул к Творцу: «я не противоречу, что повелеваешь мне, — исполняю». Тогда, сказав сие, он, (Предтеча), рабски подошед к Спасителю, внимательно устремился на Него, смотря с благоговением на обнаженные члены, — Повелевающего облакам одевать небо, как ризою, и опять в средине вод созерцая Явившегося древле посреди трех отроков, (Божественную) росу в огне, — ныне Огнь, во Иордане сияющий, источающий, — Свет неприступный.

15) Но сын Захарии, видя сии чудеса, стоит при водах (Иорданских) в чине иерея, и возлагает руку на Христа, восклицая к зрящим: вы видите во Иордане добровольный дождь, поток сладости, как написано, при исходищах вод; вы созерцаете в реке великое море. Никто да не почтет меня дерзновенным; я не делаю, как безрассудный (поспешный), по как служитель. Он — Господь, и Он сказал мне: Исполни сие; почему крещаю я Свет неприступный.

16) Как всех Бог, он меня, слабого смертного, укрепил, вопияв: «возложи на Меня руку, и Я подкреплю ее. Ибо как бы Я мог, если бы не было того, что Он сказал и сделал: как бы мог крестить я эту бездну, будучи брение, если бы сперва не принял и не получил силы свыше. Ибо ныне я чувствую, при Его присутствии со мною, что я не то, что был прежде, но сделался больше. Что я теперь, — я ужаснулся: ибо удостоился видеть, держать Свет неприступный».

17) «Я уже не говорю, как прежде, — не развязываю ремень сапог Его; ибо, вот, я осязаю Его от ног до главы; уже не по земле хожу я, но по самому небу; ибо то, что я совершаю, есть небесное, и даже более высокого (небесного) я перешел: ибо это (небесное) носит, но не видит; Кого носит; я же ныне и вижу, и несу. Возвеселись небо, и земля возрадуйся; освятитесь источники водные! Ибо явившийся исполнил все благословением, всех просвещает Свет неприступный».

18) После сего, по повелению Божественному, сын Захарии возвел дух свой (к небеси) и, простерши руку, возложил на Царя (царей), омывает Его водами, и потом ведет на землю Господа земли и моря, Которого свидетельствовал с неба Родитель (Бог Отец) гласом, подобно как перстом; сказав: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Итак, сему Отцу, и крестившемуся Сыну, и Святому Духу, вопию: «Сокруши, Избавителю, угнетающих мою душу, освободи от трудов, Свет неприступный!»

 

Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день Страстной седмицы и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом/ Пер. диак. Сергия Цветкова. М., 1881. С. 42—47.