Псалтирь в жизни православных христиан

Чтение и пение псалмов — важное молитвенное делание, спасительное для души христианской. Оно является, как сказано в афонской исихастской рукописи XIV века, одним из главных дел «для преуспевающих» подвижников, имеет особое значение в деле очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия.

Публикуем статью игумена Петра (Пиголя) о великом значении Псалтири.

 

Cреди ветхозаветных книг Священного Писания особое место занимает книга Псалтирь, заключающая в себе собрание богодухновенных песен. Такое название, по свидетельству святителя Василия Великого, она получила от часто упоминаемого в ней музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов [1].

Мы можем только смиренно размышлять о том, где берет начало божественное псалмопение. Несомненно одно, всякое новое откровение свойств и совершенств Божиих, всякое новое познание красоты и гармонии в новозданной природе, возвещающих славу Творца, в раю служили для человека обильным источником молитв и духовных песен. Но недолго он наслаждался райским блаженством, вскоре он потерял его через преступление заповеди Божией. Грехопадение и последовавшее за ним наказание Божие вместе с первообетованием о Семени жены вызвали в его душе глубокие чувства раскаяния и радостной надежды на будущее избавление. Эти чувства нашли соответственное выражение в словах молитв и песен. Первые люди хорошо осознали, что они потеряли через свое грехопадение, и стали призывать имя Божие с покаянием и плачем, моля о помиловании (Быт. 4, 26).

Однако не все человечество пожелало путем покаяния возвращаться в рай. Каин и его потомки начали искать средства, которые позволили бы обрести райское блаженство без Бога. Одним из таких средств явились изобретенные сыном Ламеха Иувалом музыкальные инструменты (Быт. 4, 21). Музыка оказалась чудесным подспорьем в попытке вернуть утраченное райское состояние, заменить его наслаждением, полученным от игры на музыкальных инструментах. Музыкальная культура стала быстро развиваться и настолько укоренилась в сознании древних людей, что пение и славословие Богу тоже начало сопровождаться инструментальной музыкой. Вот почему царственный псалмопевец Давид призывал петь Богу на тимпанах и гуслях, хвалить Его со звуком трубным, на псалтири, струнах, органе и на кимвалах доброгласных (Пс. 149, 3; 150, 3—5). И Бог позволял это, снисходя к немощи человека [2], до тех пор, пока святые апостолы, наученные Господом Иисусом Христом и просвещенные благодатью Духа Святого, полностью не исключили музыкальные инструменты из богослужения и соответственно из псалмопения.

Псалтирь имела громадное значение для богослужений в Ветхозаветной Церкви. В первый раз Давид дал псалом для славословия Господу по принесении ковчега Завета в Иерусалим (1 Пар. 16, 7). Служение как перед ковчегом Божиим, так и в храме Соломона проходило по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка. Левиты, поставленные постоянно, каждый день, славословить и превозносить Господа Бога Израилева, «славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца», “так как от Господа был устав этот чрез пророков Его» (1 Пар. 16: 4, 37; 2 Пар. 29: 25, 30). И Сам Божественный Основатель Христианской Церкви Господь Иисус Христос, признавая Давида богодухновенным мужем (Мк. 12, 36; Пс. 109, 1), молился его псалмами и нередко прилагал к Себе псаломские пророчества (Пс. 8, 3; Мф. 21, 16; Пс. 117, 22—23; Мф. 21, 42; Пс. 109, 1; Мк. 12, 36; Пс. 81, 6; Ин. 10, 34; Пс. 40, 10; Ин. 13, 18; Пс. 108, 8; Ин. 17, 12). Следуя обычаю, Он пел псалмы со Своими учениками при совершении пасхальной вечери (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26). Апостолы употребляли псалмы во время молитвенных собраний первых христиан и призывали верующих назидать себя «псалмами и славословиями, и песнопениями духовными» (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16; Иак. 5, 13; 1 Кор. 14, 26), включать псалмы в каждое молитвенное собрание, как важнейшую и значительную часть богослужения [3].

«В древнее христианское время книга Псалмов была самою употребительною из святых книг» [4]. Так, писатель II века Тертуллиан свидетельствует, что во всех собраниях христиан приносятся молитвы и поются псалмы во славу Бога [5]. Многие святые отцы (в их числе и преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Амвросий Медиоланский, святитель Григорий Нисский), увещевая христиан проводить ночь и утро в молитвах и псалмах, заповедует непрестанно иметь псалом в устах своих [6], чтобы вместе с Давидом сказать: «Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим» (Пс. 118, 148) [7]. В IV веке «духовное Давидово песнопение просвещает души верных во всех церквах по вселенной» [8], получив настолько всеобщее распространение, что «и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины, и женщины, здоровые и больные почитали для себя утратою не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение» [9].

Наиболее же часто употреблялась Псалтирь в монастырях и в собраниях лиц, посвятивших себя служению Богу. Так, устав преподобного Пахомия Великого, вменявшего в обязанность всем инокам, чем бы они ни были заняты, «ум свой постоянно занимать богомыслием посредством чтения на память Псалтири или других мест Писания», в правилах 139 и 140 предписывает вступающим в обитель выучить наизусть несколько псалмов, а в дальнейшем — «по крайней мере, Псалтирь и весь Новый Завет» [10]. В монастыре святого Саввы новые монахи не присоединялись к прочим, пока не выучивали Псалтирь и устав псалмопения; наставлял монахов учить Псалтирь дословно и блаженный Иероним [11]. Святитель Василий Великий в своем уставе рекомендует соединять с псалмопением молитвы, чтобы через разнообразие молитв и псалмопений предотвратить равнодушие и рассеянность. Святой Иоанн Кассиан советует совершать псалмопение по чину, который показан самим ангелом Божиим, то есть на каждом вечернем и ночном собрании петь по двенадцать псалмов и слушать два чтения, а после каждого псалма творить молитву и коленопреклонение. В праздники святых и во все другие церковные торжества псалмы, антифоны и чтения, по уставу преподобного Венедикта, должны быть избираемы такие, которые подходили бы ко дню. «На псалмопении же нужно стоять так, — учит преподобный Венедикт, — чтобы ум наш был в согласии со словами псалма», потому что мы находимся «пред взором Бога и Аннгелов Его» [12]. Особой строгостью по отношению к пению и чтению псалмов отличался и Иерусалимский женский монастырь. Там ни одной сестре не позволялось незнание Псалтири, и даже малые девочки по желанию блаженного Иеронима с юных лет выучивали ее на память [13].

По постановлению святых отцов VII Вселенского Собора, «непременно надлежит знать Псалтирь всякому, возводимому на степень епископа, да тако и весь клир вразумляет научиться из нея» [14].

Многие монахи на Руси знали наизусть Псалтирь. Родоначальник русского иноческого общежития преподобный Феодосий говорил своей братии: «Наипаче же имети в устех Псалтирь Давидов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское унынье». Сам он, по сказанию жизнеописателя, «пел усты тихо Псалтирь», в то время как руками прял волну или делал что-нибудь другое [15].

Употребление псалмов при богослужении наша Русская Церковь переняла от Православной Восточной Церкви. Они вошли как важнейшая и значительная часть в повседневные, воскресные, праздничные и во все частные службы (духовные требы).

Псалтирь стал главной учебной книгой и в древнем нашем образовании. Это произошло по той причине, что, во-первых, образование совершалось под непосредственным руководством Церкви и преимущественно лицами духовными, а во-вторых, оно имело целью восстановление каждым человеком в себе искаженного грехом образа Божия, отчего и называлось образованием. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцем обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири» [16]. Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужении, применялась не только для того, чтобы научиться читать, но чтобы знать ее как книгу самую нужную.

Научившись читать по Псалтири, и к тому же выучив ее наизусть, древний русский человек уже никогда не расставался с ней. Кроме того, Псалтирь была настольной книгой наших предков, она была и спутницей во всех их путешествиях. В предисловии к одному из древних изданий Псалтири она прямо названа «дорожной книжицей» [17].

Русский человек, на основании своего глубоко религиозного чувства, обращался к Псалтири для решения своих недоумений, особенно в трудных обстоятельствах жизни. Для исцеления и облегчения страданий тяжелобольных над ними читали псалмы. Но особенно часто это делали над теми, кого считали одержимыми нечистыми духами. У нас в России строго соблюдается даже до настоящего времени и другой обычай, ведущий свое начало от первых времен Церкви Христовой, — читать Псалтирь по умершим.

Итак, мы видим, что Псалтирь всегда была и доныне остается в частом употреблении у христиан как при богослужении, так и в обыденной жизни. «О других книгах Священного Писания, — говорит блаженный Феодорит, — почти не знают ничего. Но вы то и дело встречаете, как псалмы повторяются и поются в частных домах, на рынках, на улицах теми, которые заучили и которые услаждают себя их божественной мелодией» [18]. Воспевание псалмов и хвалы Богу одновременно являются и побуждением к благочестию, и прославлением Бога, и вразумлением для поющих, и руководством к правому вероучению [19]. «Духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни» [20].

Таким образом, псалмопение вводится, во-первых, потому что этого требует сама душа человеческая, а во-вторых, оно приносит великую духовную пользу в деле спасения.

Привлечение благодати Духа Святого и возведение человека на высшие ступени совершенства — это и есть главное достоинство псалмопения. Для более успешного стяжания Святого Духа, что является целью христианской жизни, необходимо, по святителю Иоанну Златоусту, к псалмопению присоединять и молитвы, «чтобы вместе с душой нам освятить и самый дом», а также творить дела, согласные с духом псалмов. «Итак, будем псалмопение сопровождать согласными с ним делами, — призывает святитель, — чтобы низвергнуть жесточайшую ярость демона и привлечь благодать Духа… будем воспевать душой исполненные любомудрия псалмы, чтобы понемногу взойти и на высшую ступень. Если ты повыкнешь петь псалмы, тогда сумеешь петь и гимны. А это дело божественное. Именно псалмам свойственно все человеческое, а гимны, напротив, не заключают в себе ничего человеческого. Гимны, а не псалмы, воспеваются горними силами» [21].

Чтение псалмов нараспев способствует более глубокому пониманию их смысла. «Пророк Давид, придавая божественным словам безыскусственное сладкогласие, хочет сладкопением при известном течении речи истолковать смысл сказуемого, — пишет святитель Григорий Нисский, — когда самый такт голоса открывает, сколько возможно, мысль, заключающуюся в речениях. Посему такая это приправа снеди, которою, как бы сладкостями какими, придается приятность пище уроков» [22]. При таком исполнении псалмов «и без толкования всякому, сколько-нибудь желающему быть внимательным, может даже один стих внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни», — указывает святитель Иоанн Златоуст. Он утверждает, что «можно петь и без голоса, только бы внутри звучала мысль. Ведь мы поем не человеку, но Богу, а Он слышит и голос сердца и проникает в сокровеннейшие наши мысли». Однако «мы не можем воспевать Богу, прежде чем исповедуемся», потому что «Бог желает, чтобы Его прославляли устами чистыми, а очищаются они, когда человек отвергает грех от всего сердца». Посему, «если мы хотим угодить Богу жертвою наших песнопений», то должны иметь «чистые сердце и уста» [23].

Чтобы воспевать псалмы, «требуется лишь целомудренная душа, добрый ум, сердце сокрушенное, помысл твердый, совесть чистая. Если с этими качествами ты вступишь в святой хор Божий, то можешь стать наряду с самим Давидом. Здесь не нужно никаких музыкальных орудий… можешь сделать самого себя псалтирью, умертвив члены плотские и настроив свое тело согласно с душою. Когда плоть не будет похотствовать на дух (Гал. 5, 17), но будет повиноваться его велениям… тогда ты составишь духовную мелодию. Здесь не требуется искусство, приобретаемое долговременным упражнением, а нужна только твердая решимость, и мы в самое короткое время приобретаем опытность. Для этого не требуется ни особое место, ни особое время, но на всяком месте и во всякое время можно петь мысленно» [24].

Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого для всех времен и народов. Давид составил книгу 150 псалмов по Его внушению [25]. Святой Дух, глаголавший в пророках, явил Себя и в Давидовой Псалтири. В богодухновенности и каноничности этой книги ни в ком и никогда не возникало сомнений. Божественные Писания все святы, но особенно, по мнению святителя Иоанна Златоуста, святостью проникнуты псалмы [26]. «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, — говорит святитель Амвросий Медиоланский, — а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некоторая полная сокровищница спасения человеческого» [27]. Тем не менее, по мнению профессора М. С. Иванова, «псалмы не обобщают Священного Писания, но помогают понять его через молитву и сделать действенным в жизни молящегося. Это и является главным достоинством Псалтири, определившим ее употребление в Христианской Церкви» [28].

По своему содержанию эта книга наиболее соответствует основной идее богослужения нашей Церкви, которое во всей полноте выражает ее веру. Оно раскрывает Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры, уроки и примеры нравственности. И все это мы находим в Псалтири. Она «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это»; «Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает законы для жизни и правила для деятельности», — писал святитель Василий Великий [29]. Из нее можно узнать о всех догматах Церкви: «о Христе, о воскресении, о будущей жизни, о загробном блаженстве, о воздаянии, об учении нравственности и все, относящееся к догматам. И тысячами других наставлений переполнена эта книга. В каждом слове псалма заключается безпредельное море мыслей, имеющих огромную силу. Это великое богатство, содержащееся в словах псалмов и других богодухновенных писаний, может увидеть всякий, кто захочет тщательно исследовать сказанное в них» [30].

Всякий, читающий или слушающий Псалтирь, находит в ней отклик на все вопросы своей души. По сравнению с другими книгами Священного Писания, «книга псалмов представляет еще для всех самый образец жизни души, — говорит святитель Афанасий Великий. — Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, разве исключая пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы свои собственные слова, поет их, как бы они были написаны о нем, им самим и от его лица. Усматривая свои душевные расположения, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения» [31]. «Если ты впал в искушение, ты почерпнешь здесь обильное утешение, если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, она укажет тебе многие пристани» [32]. «Я думаю, — размышляет святитель Афанасий, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более» [33].

В безконечном разнообразии мысленных и созерцательных картин, находящихся в сообразности с неисчерпаемым обилием богодухновенного псаломского слова и с различными потребностями души, воспринимающей его, по мнению святителя Филарета Дроздова, заключается и тайна последовательности псалмов в Псалтири [34].

Несомненное влияние на душу человека оказывает непосредственно и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, как уже отмечалось, есть сокращение всех священных книг, полная совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией». «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой Книге псалмов она дышит преимущественно» [35], — считает святитель Амвросий Медиоланский. Действие и сила Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы, и очищает их души. «Надобно знать, — указывает древний христианский писатель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12)» [36]. На очищающую силу слова Своего указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15, 3). «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием» [37]. Как и когда происходит это освящение? Следуя свято-отеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом.

Слова или мысли, воспринимаемые человеком или творимые в нем самом, заключают в себе образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек принимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Они тогда противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.

Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. Всяко Писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим. 3, 16), для того написано Духом Святым, — объясняя значение Псалтири, говорит святитель Василий Великий, — чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга» [38].

«Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — читать псалмы каждый вечер (в частности, “Господи, воззвах”), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжение дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этой духовной песни». Она есть врачевство, которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания». Духовные песни, внушаемые Святым Духом, «располагают ум к пристойности в словах и к скромности в мыслях». Они «не только чаруют слух, но в действительности пробуждают душу», «делают ее скромной, потому что душа, отзываясь на слова и поддаваясь мыслям, приобретает навык во всем том, что составляет сущность духовной песни» [39].

Псалмопение объединяет всех поющих и устраняет социальное неравенство, «один хор составляется из всех, — говорит великий святитель, — здесь большая равноправность». И «не только присутствующих, но и скончавшегося оно соединяет с живыми». Чтение Псалтири по усопшим введено у нас по учению святителя Иоанна Златоуста, потому что мы верим в вечную блаженную жизнь; так как мы исполнены радости, то и поем по умершим псалмы, которые убеждают нас не бояться смерти. «Обратися, душе моя, в покой твой, — говорится, — яко Господь благодействова тя» (Пс. 114, 6) [40].

И в апологетическом, и в догматическом отношении Псалтирь имеет большое значение. К примеру, святитель Иоанн Златоуст, излагая толкование на 109 псалом «Рече Господь Господеви моему», говорит: «Этот псалом возвещает нам весьма великие истины и опровергает не один какой-нибудь вид ереси, но разнообразные» [41].

Обозревая учение святых отцов и учителей Церкви о Псалтири, видим, какое неисчерпаемое богатство содержит в себе эта священная книга. По их учению, Псалтирь есть врачебница человеческих недугов, руководительница ко спасению, училище молитвы и всякой добродетели. «Ни кия же бо иныя тако Бога славят, якоже Псалтирь, душеполезна есть» [42]. Кроме славословия Богу, в ней «раскрывается последовательный ход жизни по Богу и наставления к ней», преподается «образец добрых дел в утверждении нашей жизни». Она «рассеивает всякое недоумение» каждого, кто обращается к ней с верою. «Этой духовной лире свойственно освящать души. И вообще, всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих… Оно укрощает страсти, как диких зверей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь» [43], указывает путь к блаженству [44].

Внешним критерием истинной Церкви, по святителю Иоанну Златоусту, является «молитва и пение псалмов с боголюбезным настроением» [45], тогда как одним из важных признаков антихристова царства, как считает святитель Ипполит, будет уничтожение литургии и пения псалмов при богослужении [46]. Посему да не нерадим.

Игумен Петр (Пиголь)

  1. См.: Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Заветов сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894. С. 57.
  2. См.: Иоанн Златоуст, свят. Творения. СПб., 1899. Т. 5. С. 555.
  3. См. также: Апостольские постановления. Кн. 2, гл. 52; Кн. 8, гл. 13—14, 41, 42, 35, 37, 34.
  4. Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании… С. 60.
  5. См.: Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви // Духовная беседа. СПб., 1872. № 27. С. 5.
  6. См.: Ефрем Сирин, преп. Творения. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1912. Т. 3. С. 11.
  7. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 5.
  8. Цит. по: Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании… С. 60.
  9. Юнгеров П. Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением. Казань. 1894. С. 4.
  10. Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892. С. 129.
  11. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 7, 8.
  12. Древние иноческие уставы. С. 309, 312, 530—533, 617.
  13. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 7.
  14. Там же. С. 8.
  15. Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа // Православный собеседник. Казань, 1857. С. 827, 828.
  16. Там же. С. 818.
  17. Там же. С. 826.
  18. Юнгеров П. Псалтирь и ее значение… С. 4.
  19. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 429.
  20. Там же. С. 603.
  21. Там же. С. 153, 602—603.
  22. Григорий Нисский, свят. Творения. М., 1861. Т. 2. С. 15.
  23. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 604, 945, 873, 942.
  24. Там же. С. 153.
  25. Там же. С. 596.
  26. Там же. С. 599.
  27. Вишняков Н. О происхождении Псалтири. СПб., 1875. С. 1.
  28. Иванов М. С. Псалтирь — книга молитв // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 9. С. 73.
  29. Там же. С. 73—74.
  30. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 601—602.
  31. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 42—43.
  32. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 601.
  33. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 41.
  34. Филарет, митр. Московский, свят. Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому // Чтение в обществе любителей духовного просвещения. М., 1872. Кн. 1. С. 16.
  35. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 40.
  36.  Цит. по: Марк, игум. Лекции по гомилетике. 1-й курс. История христианской проповеди с I по X в. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1970/1971. С. 3 (машинопись).
  37. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 153.
  38. Василий Великий, свят. Творения. Кн. 10. С. 94.
  39. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 153, 476—477; СПб., 1906. Т. 6. С. 705.
  40. Там же.СПб.,1906. Т. 12. С. 312; СПб., 1896. Т. 2. С. 679.
  41. Там же. Т. 5. С. 280.
  42. Псалтирь. Киево-Печерская Успенская лавра, 1904. С. 11.
  43. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 782, 600, 683.
  44. Григорий Нисский, свят. Творения. Т. 2. С. 59.
  45. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 5. С. 153.
  46. Употребление Псалтири в древней Христианской Церкви. С. 76.