Праздник Крестовоздвижения на Всехсвятском подворье

В день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на Всехсвятском подворье, во временном домовом храме, была отслужена Божественная литургия. По окончании богослужения настоятель игумен Петр обратился к богомольцам с посвященным празднику назидательным словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, молитвенно совершая великий двунадесятый праздник Крестовоздвижения, Православная Церковь приглашает нас воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором был распят, перенес величайшие страдания и умер Господь Иисус Христос ради нашего спасения.
С благоговением вспоминается при этом и обретение самого святого Древа Креста Господня. Это событие произошло в IV веке. Равноапостольная царица Елена была направлена своим сыном, равноапостольным царем Константином, в святой град Иерусалим на поиски Креста Господня. Когда наконец Животворящий Крест был ею обретен и явлены от него чудеса, патриарх, стоя на высоком месте, поднимал — воздвигал — Честной Крест, а святая царица и народ в благоговейной радости воздавали поклонение Кресту.
Раннехристианский церковный историк Евсевий Кесарийский донес до нас сказанное святым царем Константином после этих событий: “Нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение Святейших Страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло”.
События, бывшие при обретении святого Креста, и дали начало и название сегодняшнему двунадесятому Господскому празднику.
Христиане всю свою жизнь освящают крестом и крестным знамением, мы носим на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы, каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением — в ознаменование того, что всё делаем ради Христа, во славу Христову. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением отходим ко сну. Знамением и силою Честного и Животворящего Креста совершаются все таинства церковные, сопровождаются все священнодействия. Святой Крест предшествует церковным процессиям, осеняет купола храмов, венчает могилы “в надежде воскресения и жизни вечной” усопших.
Для христиан “Крест — хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест — царей держава, Крест — верных утверждение, Крест — ангелов слава и демонов язва”, как воспевает святая Церковь (светилен Креста). Крест наша величайшая святыня, наша слава. Для нас, призванных к невидимой брани против врагов нашего спасения, Крест есть и знамя, и духовный всепобеждающий меч, “оружие на диавола”. Враг рода человеческого, по церковному учению, боится Креста и трепещет, не смея взирать на силу его.
По словам святителя Иоанна Златоуста, “Крест — глава нашего спасения; Крест — причина безчисленных благ”. И таким святой Крест сделал для нас Господь Иисус Христос Своими крестными страданиями и смертью. На Кресте Христос “распятие претерпев, смертию смерть разруши”. Великое таинство нашего искупления от греха, проклятия и смерти, как учит святая Церковь, совершилось на Кресте чрез пролитие на нем крови Христовой, и потому Крест явился орудием нашего спасения, нашего возвращения к Создателю, обожения. Как воспевает Церковь в стихирах на поклонение Кресту, “днесь Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает и страждет страсти Свобождаяй мя от страстей” — “сегодня Неприкосновенный по природе становится доступным мне для прикосновения и терпит страдание Освобождающий меня от страстей”. Крест и смерть Спасителя примирили и соединили нас с Богом.
Прославляя Искупителя мiра и чествуя сегодня Животворящий Крест Господень, будем помнить, что без Креста нет никому спасения. Поспешим с покаянием к подножию Креста Господня, будем усердно чтить Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей. Спасительный путь для человека — прося у Господа помощи, следовать Ему, исполняя заповеди, подчиняя свою волю воле Божией, неся с самоотвержением свой жизненный крест, который по человеколюбию Своему каждому посылает Господь, желая каждого из нас спасти для вечной жизни.
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Аминь».